ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








боулинг

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua













Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Музыка


8-битная музыка для 16-битных слушателей

Виктор В. Пушкар
N 7 (386) 10.02.2006


Пару недель назад Имеющий Уши встретил в клубе молодого музыканта, который, пребывая в весьма возбужденном состоянии, говорил о новом движении. Оказывается, сейчас снова в моде 8-битные звуковые движки, слегка нахальные и прямолинейные самплы, слегка шумящие и подрезающие звук конверторы. По поводу «снова» наш младший коллега может пребывать в добросовестном заблуждении. Он вряд ли обязан знать приборы, применявшиеся для извлечения звука за пару лет до его рождения. Однако надеемся, что наш рассказ об исторических корнях восьмибитного движения развлечет и молодых любителей, только осваивающихся в мире бит с килогерцами, и олдовый, даже реликтовый пипл, который знает 80-е из личного опыта. Они же подтвердят, что 80-е были знамениты как яппи с крахмальными воротничками и вечной жаждой эксклюзивного позитива, так и злыми кибер-панками, рядом с которыми матричный Нео даже в туалете не курил. А также индустриальщиками и прочими шумовиками-затейниками. В общем-то, много кем 80-е были знамениты… «Отож сідайте зручненько, та слухайте уважненько» (с) Дід Панас.

Представьте себе человека, которого в школе учат основам электронной музыки. И среди этих основ учат тому, что играть и записывать следует на приборах в том ценовом диапазоне, куда ему страшно даже заглядывать. В принципе, можно пойти в наемные работники к тем самым яппи, днем пописывать для них различный позитивчикъ, а ночью — что-то поигрывать для себя и своей тусовки. Если можно на ночь остаться в студии.

Затем ночная часть разработок уверенно ложится в стол (да, старик, это просто супер, но это некоммерческая музыка; слово «неформат» изобрели лет на 10 позже). А дневная жизнь приносит многочисленные контакты с персонажами, больше уважающими все тот же позитивчикъ. При одном только упоминании о свободном творчестве их розовые губки складываются бантиком, а глазки — начинают интенсивно бегать по тусовочному месту в поисках другого собеседника. В результате очень толстый культурный слой близкого к нам прошлого оказывается малоизвестным. И, к сожалению, частично утраченным.

Есть и другой выход. Работа, не связанная с конвейером, выпускающим условно позитивный музон. А в свободное время — делаем, что хотим и как хотим. На том, что можно приобрести за относительно мелкие деньги. Так в конце 80-х появилось целое движение — Lo-Fi pop. Т.е., оно, конечно, хорошо, приобресть приличных инструментов. Но если есть только неприличные, а играть очень хочется, в жизни все равно найдется место для подвига.

Заметим, что далеко не все юзеры 8-битного железа были злыми на шоу-бизнес и радикально настроенными. К тому же часть этого самого железа стоила весьма серьезных денег и позиционировалась как профессиональные продукты. Например, весьма известный в поп-музыкальных кругах самплер Ensoniq Mirage, или популярные «ромплеры», т.е. проигрыватели волновых форм серии E-mu Emulator обладали 8-битными звуковыми движками. Однако, поскольку они дополнялись серьезной аппаратной частью, изготовленный с их помощью продукт по своему саунду в категорию Lo-Fi не попадал.

Граница между Lo-Fi, Hi-Fi и Hi-End в цифровой технике пару раз радикально перемещалась. Посмотрите в расположенную ниже таблицу, и вы кое-что поймете…

Таблица.

За первые 10 лет наличия цифровых самплеров на рынке цены на них упали от совсем заоблачных 25 000 долларов за базовую конфигурацию Fairlight до пары тысяч за типичную юзерскую модель Akai или E-Mu. Соответственно, во много раз расширился и круг пользователей. От очень серьезных электронных композиторов и профессиональных аранжировщиков, которые нанимали профессиональных инженеров для обслуживания самплера до простых крепких профи-клавишников. И даже не очень зажиточных исполнителей современной городской музыки, условно «белого» индастриала и условно «черного» хип-хопа. Для начинающих появились бюджетные 8-битные клавиши с функцией самплирования, стоившие еще на порядок дешевле. Вот ими, собственно, и пользовалось первое поколение исполнителей электронного Lo-Fi.

Еще через 10 лет на бесплатных 8-битных трекерах (самплер + секвенсор) уже играли в основном хардкорные кибер-панки. И добрые, но малообеспеченные попсари, у которых на работе был условно-бесплатный комп со старой звуковушкой. Даже самый скучный и банальный General MIDI в компе был только у особо запакованных аппаратурой. Запись в компьютерную звуковушку с шумами — 48 дБ в некоторых кругах даже считалась признаком крутизны и продвинутости.

В последние пару лет фактическим стандартом профессиональной аппаратуры стали цифровые устройства с разрядностью 24 бита и частотой самплирования от 96 кГц и выше. Стоимость бюджетных звуковых карточек и портативных юзерских самплеров постепенно упала в ценовую категорию до 1000 у.е. Соответственно, качество, о котором 20 лет назад многие профи только мечтали, оказывается в принципе достижимым даже для любителей.

А всем ли нужно это самое высокое качество, и всегда ли имеет смысл платить за биты и килогерцы больше? Часть конечных пользователей эстрадного продукта обладает пониженным слухом и/или привычкой к аппаратуре, откуда в принципе слышно только средние частоты. Поэтому ряд весьма известных эстрадных деятелей, осваивающих миллионные бюджеты, до сих пор пользует восьми- и двенадцатибитную технику в качестве основных «рабочих лошадок». Ряд не то чтобы совсем хитов, но попадающих в ротацию на радио песен, судя по саунду, сделан исключительно на клавишах с 8-битной волновой памятью и 12-битными конверторами. Однако называть эту продукцию Lo-Fi не совсем правильно, поскольку голос там обычно прописан с дорогим микрофоном и процессором («Ты знаешь, сколько стоит этот микрофон?» — Примерно догадываюсь. Но разве тебя это спасает?). Насколько не к ночи упоминаемый голос нашего лирического героя приятен слушателю, и насколько продвинутым любителям поэзии интересны его тексты :-), это уже тема для отдельного разговора.

Кстати, есть и весьма серьезные композиторы, давно и с удовольствием применяющие Lo-Fi-технику. Иногда речь идет не столько о выборе между высоким и низким качеством, сколько о выборе правильного саунда для несколько странной партии. Когда Стив Райх писал свои вещи для струнных и очень простых самплеров, это была совсем другая игра. Скорее «послушайте эту музыку», чем «послушайте этот мерзкий дешевый саунд и надолго обломайтесь».

УГОЛОК МАНЬЯКА

Теоретически достижимое отношение сигнал-шум для линейных АЦП и ЦАП в цифровой технике определяется как (6 дБ количество разрядов). Для 8-битного конвертора составляет 48 дБ, т.е. просто ниже плинтуса, а для 12-битного — 72 дБ. Если разработчик применил самые дешевые конверторы, и не сильно заморочился фильтрацией сигнала, дела юзера совсем плохи, т.к. практически может выйти и вдвое хуже.

Например, в уже упоминавшемся инструменте начала 80-х Ensoniq Mirage при правильной настройке фильтров шумы на слух почти незаметны. Но для тех, кто играет электронику, шум вполне может быть полезной частью сигнала:-). Процесс получения юзерских самплов носит почти эзотерический характер, поскольку угадать, как именно подрежется звук при прохождении конверторов, можно только после долгой практики. Поэтому — будьте весьма осмотрительны в выборе контроля. То, что прилично звучит на не совсем стандартном аппарате класса ниже Hi-Fi, иногда звучит очень неприлично на всяком прочем. Приносите вы чердачно-подвальную запись в студию, чтобы удивить профи своей андерграундной крутизной, а в результате удивляетесь сами. Только это удивление, к сожалению, со знаком «минус»…

Те же самые предосторожности касаются и работы с 8-битными инструментами попроще. Например, клавиша тех же времен SK-1, из младшей линейки фирмы Casio, также выпускавшей недорогие профессиональные самплеры и ритм-машинки. У меня эта зверь-машина (см. рис. 1) все еще на ходу. В преимущественно 24-битном саунде ее слышно сразу :-).

Рисунок 1.

ВЫХОД ИЗ УГОЛКА МАНЬЯКА

Чтобы заполнить образовавшуюся «дырку» между очень старыми и совсем игрушечными инструментами, которые, скажем честно, весьма ограниченно годятся для профессионального применения, несколько фирм с середины 90-х выпускают модули с эмуляцией старого доброго 8-битного звука. Таков, например, шведский инструмент SID Station на основе звукового чипа Commodore-64 ( рис. 2).

Рисунок 2.

Практически в каждом программном самплере или синтезаторе есть встроенная опция «деградации качества» до 8 или 12 бит, иногда с одновременным понижением частоты самплирования. Почти как в полуживых по состоянию на 2006 год древних инструментах. Вы можете не только найти на чердаке настоящий Lo-Fi девайс, но и приблизительно эмулировать его с помощью Hi-Fi техники.

В общем и целом мода на древний убитый саунд возникает либо там, где народу по определению доступны только древние и слегка убитые инструменты, как это было в среде украинского музыкального андергаунда в начале 90-х, либо там, где звук высокого качества уже доступен. Однако по ряду причин считается слишком банальным и надоевшим. Выстроить интересную концепцию на основе ужасного Lo-Fi лучше всего может тот, кто сознательно отказывается от правильного саунда. И четко представляет, от каких именно элементов «правильности» он отказывается.

Это примерно также, как вынужденно дырявые штаны бедного бюргера в сравнении с художественно дырявыми штанами детей другого бюргера, который всю жизнь проходил в целых штанах. Или протирал их в дорогом автомобиле…







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004