ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








боулинг

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua













Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Софт


8-битная музыка для 16-битных музыкантов

Виктор В. ПУШКАР
N 14 (393) 31.03.2006


Виктор В. ПУШКАР

Продолжение, начало см. в «МК» № 7(386).Имеющий Уши по настойчивым заявкам читателей возвращается к Lo-Fi музыке в целом, и ее 8-битной разновидности в частности. А также дает относительно подробную инструкцию касательно убийства качества звука.

Всякий писатель сначала был читателем

Как мы уже заметили в предыдущей части нашего опуса, движение, связанное с Lo-Fi, вряд ли можно назвать очень новым либо исключительно характерным для нашего времени. Индустриальщики, вслед за ними часть рокеров, а также большая часть исполнителей танцевальной электроники, сделали из своей малобюджетности концептуальную фишку.

Кто-то пользовался гитарой с кривым грифом и самыми дешевыми педалями. Кто-то очень прямолинейной древней ритм-машинкой. Кто-то уже подробно рассмотренным нами компьютером с восьмибитной звуковушкой или учебным самплером.

Каждый убивает звук по-своему. Или как принято на тусовке. Что, в общем-то, вещи достаточно разные. Одно дело слушать, как поиздевался над самплами человек продвинутый и талантливый. И совсем другое выслушать подряд десять дисков, где используется один эталон «правильной убитости». Все это записано с дико накрученными частотами, радикальным запиранием и без малейшего намека на 2D. В этом плане бывают по-своему хороши и Lo-Fi-рокеры, и барды, и электронщики, особенно играющие хаус и техно. Автору приходилось слышать даже Lo-Fi-джаз и Lo-Fi-«классику».

Что делать, если исполнитель музона никогда не слышал: симфонического оркестра, живой ударной установки, пения птиц, шороха прибоя и даже шума воды из сливного бачка? А если слышал, то, вероятно, недостаточно обращал внимание на нюансы. В свободное от Lo-Fi творчества время рекомендую приобрести минимальный опыт в области Hi-Fi. Т.е. периодически слушать все перечисленное, а также хруст французской булки, шелест шведской спички, хлопок одной ладони и грохот падения лепестков сакуры. Take up thy stethoscope and walk  Pink Floyd. Т.е. возьми твой стетоскоп и прогуляйся. Если у вас вызывает затруднение слово «стетоскоп» или словосочетание Pink Floyd, наведите справки в Гугле.

Ведь основная часть публики, слушающей хоть что-нибудь кроме якобы обязательной для всеобщей любви попсы, имеет слуховой опыт в области Hi-Fi. Чтобы как следует опустить планку качества, нужно сначала поднять ее как можно выше.

Бетховен для мобилы и Чайковский для сигнализации

Мы живем в крайне зашумленной среде. По крайней мере, автор и большинство читателей МК. Ряд звуковых дивайсов создан специально, чтобы при относительно малой мощности пробить шумовой фон и донести свое сообщение до адресата. При этом пипл, которому сообщение из этого дивайса в самый базарный день даром не нужно, получает дополнительную порцию шума. Ему приходится повышать уровень звука в своем собственном канале связи.

А дальше стресс и понижение слуха. Вплоть до клинического съезда крыши и полной глухоты. Дамы и господа, это серьезно. Не менее серьезно, чем загрязнение рек, застройка городских парков или захоронение где попало ядерных отходов. Шум = любой несанкционированый получателем сигнал. Примерно как спам = любая корреспонденция, которую мы не заказывали. Однако вот они. Получите и распишитесь. Світ загине від тупості  Foa Hoka

Например, Масами Акита а.к.а Merzbow считает шумом попсу. Попсари считают шумом его замечательную и душевную музыку нойз. Звуки чужой мобилы или автомобильной сигнализации шумом считают практически все известные автору персонажи. Чтобы эффективно пробить своим сигналом шум, нужно сильно ограничить его динамический и частотный диапазон. При одинаковой мощности визг слышно лучше, чем хоровое пение.

Вот и выходит, что вокруг нас становится все больше жутко компрессированных среднечастотных звучков. А также строительных и агитационных шумов. Персонаж, нахально наводящий на нас рупор в общественном месте, называет свое устройство мегафоном. Но мы, подвергаемые нахальному воздействию, наверняка знаем, что по-научному эта штука называется матюгальником. Восприятие очень сильно зависит от того, с какой стороны рупора вы находитесь. С передающей или с принимающей.

Человек, решивший удивить публику своими изысканиями в области Lo-Fi, рискует удивиться сам, насколько мало это удивляет публику. Вторжение в нашу повседневную жизнь шума делает нас более терпимыми к странному саунду искусственного происхождения. Это постепенно меняет городскую музыку. Сначала авангард, а затем и мейнстрим.

Звуковой движок и его оператор

I’m an operator of my pocket calculator  Iggy Pop, известный Pop-певец прошлого века. (Надеюсь, за словарем для перевода цитаты наши читатели в pocket не полезут.)

Твердое намерение производителей мелких гаджетов регулярно увеличивать продажи все-таки иногда приводит к большему разнообразию предложений, от которых сложно отказаться. (Тем, кому сложно произнести «гаджет», автор рекомендует для начала потренироваться на слове «шЬтучЬка». Темп средний, размер 2/4, количество мягких знаков произвольное). Например, юзерам предлагают «дискотеку» с мобильного телефона или игровой приставки. И прежде чем удивиться, почему им никто не предлагает позвонить в Рио-де-Жанейро с гитарного процессора, или геймиться в «Тетрис» на ударной установке, зайдите вот на эту страницу.

http://www.nanoloop.de/manual.html почти настоящая звуковая софта с гордым именем Nanoloop, написанная для игровой приставки Game Boy. Состоит из простого секвенсора и синтезатора. Прошу заметить, звуковой движок Нанолупа позволяет редактировать тембр. А в секвенсоре из паттернов собираются целые композиции. Премьера нескольких из них состоялась в 2002-м году в музее современного искусства (г.Чикаго). С участием ряда известных электронщиков. Также мне доводилось слышать о двух благородных безумцах, целую ночь игравших на двух приставках. Не в то, о чем вы подумали. Это была дискотека; на танцполе народ отрывался по полной программе.

Меня мало удивляет факт появления подобной софты. Это скорее закономерность. Там, где есть процессор, ЖК-дисплей и цифроаналоговый преобразователь, найдется место и для умельца, желающего превратить «шЬтучЬку» в полноценный звуковой дивайс, а то и в музыкальный инструмент. Ставшие традиционными для электроники разных стилей самплеры, ритм-машины и грув-боксы вполне можно упаковывать в мелкие корпуса и снабжать экономящими батарейки конверторами. Главное, чтобы с дисплея читалась информация. И можно было попасть пальцем на кнопки. Ведь основная фишка по поводу Нанолуп заключается в том, что с его помощью юзеру предлагают создавать свои треки. И здесь мы подходим к основной проблеме современности.

Способы воздействия на звуковой движок

Вроде бы разобрались с динамическим диапазоном, разрядностью и частотой самплирования. Цифровое качество CD-аудио на сегодняшний день можно считать средним, а все, что ниже его Lo-Fi. Допустим, что наш 16-битный двухканальный звуковой поток через правильные конверторы подается на правильный усилок и правильные колонки. В помещении приличная акустика, без порхающего эхо и дребезжащих стекол. Это если мы слушаем музыку. А если играем?

Тогда у нас появляется управляющий сигнал. Например, с MIDI-клавы поступает сигнал Note On с номером ноты. Движок воспроизводит волновую форму с заданной высотой. Чтобы в саунде появилась хоть какая-то динамика, с той же клавы передаем параметр Velocity, определяющий скорость нажатия клавиши. И назначаем ряд в движке параметров, зависящих от Velocity. Например, уровень сигнала и частоту среза фильтра. Однако, если сравнить эту динамику с процессами, происходящими в акустическом инструменте, она получается весьма вялой, чтоб не сказать совсем дохлой.

Опытный юзер MIDI-клав может возразить, что здесь многое зависит от качества клавы, навороченности звукового движка и его собственной пальцевой техники. А также вспомнит, что есть другие способы управления движком: параметр Aftertouch Pressure (давление послекасания), перемещение фейдеров, колес и педалей, и прочее. Можно обойтись и совсем без внешнего контроллера, прописав ряд параметров в секвенсоре.

Однако еще одна отличительная особенность Lo-Fi заключается в крайней простоте управляющего сигнала. Будь у нас трижды навороченный синтезатор, и трижды замечательная система воспроизведения звука, если на вход подается только Note On без динамики, эта штука будет производить впечатление надомно-танцевального трека, сделанного парнем или девушкой с неначатым средним образованием.

Напомню, что старая спецификация MIDI1.0 предполагает 8-битный управляющий сигнал. MIDI2.0 во многих случаях позволяет перейти на 16-битный. Однако, во-первых, не всякий электронный инструмент его поддерживает. Во-вторых, если мы запрограммировали крайне прямолинейный квадратный бит, его оживит не всякий опытный барабанщик. А в исполнении ритм-машины или самплера он может звучать совсем тупо. Частота считывания управляющего сигнала в самом худшем случае лежит в пределах единиц Гц, и это приводит к крайней глюкавости. А в самом лучшем выбирается одинаковой для управляющего и собственно звукового сигнала.

Я готов согласиться, что ди-джейская вертушка может приравниваться к музыкальному инструменту. Но исключительно в хороших руках. И только в боевых условиях. К примеру, телевизор или DVD-проигрыватель тоже обладает определенной степенью интерактивности. Но согласитесь, что редкого человека, смотрящего DVD, следует считать соавтором фильма.

Большинство «игрецов» на вертушках сводят свои простые движения к 0=Off, 1=On. В случае двух вертушек множим на 2 и получаем типичную разрядность управляющего сигнала. И будь сколь угодно много бит и килогерц в воспроизводимом материале, здесь мы имеем дело с крайним проявлением Lo-Fi.

Послесловие, или Злостный Оfftop

Мы уже упоминали два действовавших в Украине завода, где во времена доисторического материализма выпускались аналоговые клавиши житомирский одноголосый синтезатор «Эстрадин» и херсонский пиано-стринг «Электроника». Оказывается, в конце 80-х умельцы одного из киевских предприятий изготовили первый в Европе аналоговый самплер. Их выпустили всего пару штук.

Возможно, не случись известных кризисных явлений в экономике, его запустили бы в серию, а разработчику дали премию. Или запретили, как идейно чуждый советским людям, а разработчика на месяц отправили на овощную базу. Ведь «зарезали» в свое время большевики проект народного катушечного видеомагнитофона, и этот случай известен автору от самих разработчиков. Однако запрещать в Украине вскоре перестали. Как, впрочем, и внедрять в производство.

Уникальная модель клавиш досталась солистке популярного в то время ансамбля «Вираж». На плакате она выглядит несколько моложе своих лет, но пела весьма прилично, и самплер использовала по прямому назначению. Сами песни «Виража» тоже были приятными и умеренно попсовыми. На концертах пипл просто на ушах стоял. После распада команды о его солистке Веронике пару лет ходили слухи. То ее видели в Японии, то слышали ее новый бенд в Штатах. Вскоре на конвейер вместо самплеров поставили производство молодых певиц. И производство слухов о них тоже поставили на конвейер. Веронику постепенно забыли. Разработчика клавиши не знали не знали, и тоже забыли…

Имеющий Уши разыскивает человека, сделавшего сей дивный, хотя и существовавший всего в паре опытных образцов инструмент. В случае обнаружения ему будет охотно предоставлено слово в нашей рубрике.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004