ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








боулинг

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua

ads.mycomputer.ua













Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Музыка


Коктебель: скорость джаза

Виктор В.ПУШКАР
N 40 (419) 26.09.2006


Всего пару дней назад Имеющий Уши побывал на фестивале Джаз Коктебель — 2006. Где с удовольствием послушал музыку, пообщался с рядом известных и менее известных людей, представляющих самые разные жанры. Кроме собственно концертов, на фестивале произошел ряд событий, относящихся к джазу достаточно приблизительно. Но зато напрямую связанных с информационными технологиями.

В Коктебеле выступил Ян Зодерквист, автор футурологической книги «NETократия», переведенной на множество языков и весьма известной среди интеллектуалов. Его идеи уже нашли попытки продолжения в Украине. Попробую изложить совсем коротко; подробности найдете в самой книге.

Развитие электронных комуникаций вскоре изменит общество настолько, что дружеские и деловые связи между пользователями Сети станут играть бо[ударение!!!]льшую роль, чем традиционные методы управления. Иными словами, в Сети практически все равно, в каком вы сидите кресле, какой носите костюм, сколько вам лет, и даже сколько у вас баранов. Важно, что вы делаете сейчас в форуме, блоге, месенджере. Или что там еще придумали для общения в виртуале. Решения, принятые более традиционными способами — на совете директоров, в сауне или охотничьем домике, — часто будут изменяться или отменяться под влиянием виртуального сообщества. Приказы будут активно обсуждаться. Те, кто управляет или пытается управлять, станут более чувствительны к сигналам обратной связи. В общем, полный вперед к окончательной победе Интернета!

Внимательно выслушав выступление г–на Зодерквиста, Имеющий Уши задал ему пару уточняющих вопросов:

ИУ: Вы считаете, что Интернет победит в любом случае. Но в одних странах его развитие поощряется, в других — искусственно тормозится. Считаете ли вы, что попытки контролировать Сеть бюрократически могут иметь успех?

ЯЗ: сомневаюсь, что национальные правительства могут много сделать для ограничения информационных технологий. Забавно, что, скажем, Китай очень сильно зависит от экономической информации, получаемой из Интернет. Например, без нее не могут работать биржи. Хотя все равно есть попытки установить ограничения на информацию в поисковиках. Даже хуже, сотни тысяч бюрократов пытаются выявить «неправильное» использование Сети. Но обычных, нормальных пользователей все равно больше, они постоянно изобретают новые способы коммуникации, и они постоянно будут идти на шаг вперед по сравнению с любыми мерами контроля.

ИУ: В общем, бюрократия потерпит поражение. Но есть ли шанс, что Интернет купит большой бизнес? Как, например, он купил индустрию звукозаписи или телевидение?

ЯЗ: Если мы рассматриваем ситуацию с точки зрения научной фантастики, можно опасаться, что, скажем, Гугль, через который ищут и отправляют информацию, постепенно станет контролировать все больше и больше. И лет через четыреста он таким образом останется единственным :-). Но у технологии свои пути развития; их сложно предсказать, а тем более изменить. Книги тоже сначала были инструментом власти, они не предназначались для низших классов.

ИУ: Т.е. люди, которые сейчас имеют искусственно ограниченный доступ к информации, раньше или позже получат все, что им требуется?

ЯЗ: Теоретически — да. Единственное, что помешает — им это может быть неинтересно. Кое у кого просто маловато интеллекта, чтобы воспользоваться возможностями информационного общества. Это только мечта, что классы когда-нибудь исчезнут. Человек по своей природе образует иерархию. Кто-то является лидером, кто-то находится под ним.

За день до этой беседы культовый российский джазмен Алексей Козлов на пресс-конференции ругал всяческие форматы и даже призывал с ними бороться. А также заметил, что старых коммунистических идеологов во времена СРСР провести было гораздо легче, чем современных яппи, раскручивающих попсу. Что больше всего пользы искусству приносят меценаты, чьи основные деловые интересы лежат за пределами шоу-бизнеса. Вот несколько цитат:

АК: Существует допустимый профессиональный уровень, выше которого подниматься не надо. Если показать кого-то, кто слишком хорошо играет или поет, обычный продукт после них будет выглядеть намного хуже.

АК: Все, что есть по-настоящему талантливого, уходит в субкультуры. Только там что-то еще продолжает происходить… Сейчас никакого нового стиля не возникает. Уже 15 лет… Либо все новое существует под толстым слоем асфальта.

Как человек, написавший ряд работ о субкультурах и современной музыке, охотно соглашусь с г-ном Козловым. Продукт, изначально задуманный «для всех», становится все скучнее и скучнее. Кто такие «все», и по какому праву достаточно малочисленная попсовая тусовка столь навязчиво грузит другие тусовки своей продукцией? Думаю, это очень сомнительное право. Вроде права публично плеваться и пускать газы. И если те, кого раздражает попса, встанут напротив тех, кого она хотя бы иногда радует, возможно, тех, кого раздражает, окажется больше.

Впрочем, если соединить пессимистическую картину мира от Козлова с оптимистической от Зодерквиста, можно надеяться, что вскоре каждый, кому это интересно, сможет отформатировать часть информационного пространства под симпатичную лично ему файловую систему и устроить там что угодно для себя и своей тусовки.

Джаз со скоростью света

Народ давно перестал удивляться возможности пересылки по сети больших файлов, IP-телефонии или вебкамам, работающим почти в реальном времени. Мало кто замечает задержку, общаясь в текстовом режиме по ICQ или даже говоря по мобилке. Но когда заходит речь о том, чтобы музыкантам, находящимся в двух разных местах, можно было поиграть джем в реальном времени, еще и с одновременной трансляцией изображения, это пока еще вызывает удивление.

Джазмены, находящиеся на главной сцене фестиваля, джемовали со своими коллегами в Кембридже, Киеве и Москве. Как правило, на слух это было очень похоже на игру хорошего ансамбля. Однако даже супер-профи требовалось время, чтобы как следует приспособиться к задержке.

Cobham Percuss.

Напомним, что скорость звука в атмосфере — 340 м\с. Задержка сигнала во врема джема удаленных в пространстве музыкантов составляла 50–60 миллисекунд. Такая задержка получается при расстоянии между объектами до 20 м. Исполнитель, находящийся на таком расстоянии от мониторов, иногда начинает нервничать и ошибаться. Разработчикам еще есть над чем задуматься. И есть что усовершенствовать в проекте. Но даже на своем нынешнем этапе развития технология впечатляет. Ведь уже сейчас можно выпускать на одну виртуальную сцену составы из нескольких разных мест; а скоро можно будет записывать даже «команду мечты», участники которой звучат из разных студий.

Зачем джазмену секвенсор?

Лет 5–10 назад весьма популярным стало злоупотребление фонограммами во время выступлений. Эстрадные звезды и звездуны выходили на сцену с бутафорскими гитарами, беззвучно открывали рот под фонограмму, и только в паузах успевали вживую сказать что-нибудь вроде: «Превед кроссавецы, это пестня для вас». Реакция музыкантов, обладающих развитой техникой игры, и слушателей, способных ее оценить, была достаточно жесткой. Но попсари хотели денег, а потому — делали свое.

Постепенно общественное мнение сошлось на том, что продавать билеты на публичное прослушивание минидиска — это обман покупателя услуги под названием «эстрадный концерт». В общем, фанере — фу! Даешь живую музыку! Под исключение из правила подпадают разве что ди–джеи, очень небольшая часть из которых действительно играет на вертушках. И авангардные артисты, которым сложно возить за собой состав, исполняющий их странные вещи.

Джаз возник около ста лет назад. Изначально он игрался только вживую, и только на акустических инструментах. Вероятно, отсюда мнение: настоящий джазмен обязан быть слегка консерватором в том, что касается технических средств. Сам Майлс Девис выслушал достаточно обвинений, что-де его акустические альбомы были более правильными и более джазовыми, чем «электрические». Художника всякий обидеть может. А вы попробуйте сами сыграть лучше — хоть в акустике, хоть в электричестве :-).

Кстати, Билли Кобем, один из хедлайнеров фестиваля, еще в конце 60–х ввел в состав своей ударной установки электронные датчики и звуковой модуль. Да и другой хедлайнер, Стенли Кларк, прославился во многом благодаря своей уникальной технике игры на электрическом басу. На фестивале можно было услышать трубу ( Саскиа Лару) или скрипку ( Томаш Муха) с весьма радикальными звуковыми эффектами.

Saskia Laroo.

Финский гитарист Олли Сииканен звучал скорее по-роковому, полностью оправдывая звание Power Trio. Автору по очереди вспомнились Девид Торн, Роберт Фрипп и даже, совсем коротко, Риччи Блекмор :-). Ансамбль Алексея Козлова Арс Нова в этот раз выступал как трио (саксофон, клавишные, бас). И партия ударных, запущенная из секвенсора, прозвучала вполне уместно.

Но давайте спросим об отношении к условно новым технологиям напрямую:

ИУ: Как вы относитесь к секвенсорам?

Руслан Сирота (бенд Стенли Кларка, клавишные) : Смотря с какой целью они использутся.

ИУ: Уточним. Можно ли с помощью секвенсоров и прочих автопилотов сделать хорошую музыку?

РС: Очень даже. Большинство поп-музыки сегодня, хорошей и нехорошей, использует секвенсор хотя бы частично. Очень часто полностью компьютерный секвенсор используется, например, Logic или Digital Performer. Это такой же инструмент, как гитара. Смотря кому в руки попадет — результат будет соответствующий.

Stanley Clark.

ИУ: А когда вы пишетесь, то все играете пальцами, или тоже применяете секвенсор?

РС: Когда мы пишемся, обычно тоже есть немного секвенсирования. Особенно барабанные лупы; или другие партии, которые повторяются много раз. Они бегут в секвенсоре, а мы играем сверху.

ИУ: А нужно ли, имея в команде такого хорошего барабанщика, прописывать лупы?

РС: Зависит от музыки. Кроме функции, которая одинакова, есть еще feel. У живого барабанщика есть чувство, которого никогда не заменит луп. Но и луп имеет свое «чувство», которое не заменит барабанщик. В Америке сейчас тенденция: барабанщики стали пытаться играть с ощущением лупа, слегка механически. Это, конечно, звучит смешно, поскольку лупы появились, чтобы заменить барабаны. Хоть и не вышло, но они внесли в саунд нечто новое. Совсем без живого ударника я бы играть не стал.

Кстати, Руслан — наш соотечественник из г. Умань. Учиться музыке начинал в Украине. И если в джазе есть такая штука как «мировые стандарты», г–н Сирота им вполне соответствует. По его прогнозам, лет через десять в Украине появится много выдающихся музыкантов. Таланты уже есть, но нужно создать им условия для работы.

ИУ: Что вы думаете о таких инструментах как самплер или секвенсор?

Рон Райт (бенд Саскии Лару, ранее — бенд Джорджа Клинтона, ударные) : Я их люблю. И электронные барабаны тоже :-). Это хороший способ расширения установки.

ИУ: Наверное, в любом случае полезно сначала научиться игре на акустических ударных? Да, я поступил именно так. Это позволило мне узнать, откуда берутся самплы и как из них собрать интересную партию.

Субъективно: в тот вечер я слышал Рона дважды. В составе уже упомянутого приятного бенда и в джеме, где сначала он сдержанно поиграл с украинскими коллегами, а затем сыграл весьма хитрое фанковое соло.

Юккис Уотила (Billy Cobham & Culture Mix, клавишные) : Иногда я пользуюсь самплером. Обычно с готовым банком звуков. Я не очень привередлив по поводу саунда. Есть минимальные требования, они вносятся в райдер, а дальше начинается моя любимая игра. Послушать инструмент перед концертом и понять его особенности. В качестве основного инструмента мне нравится концертный рояль, очень люблю элекропиано Fender Rhodes. Если нужны сольные партии или «подошвы», добавляется синтезатор. Я часто пользуюсь компьютером либо для развлечения, либо для того, чтобы записать демо. Секвенсор? Может быть, но чтобы в треке появилось чувство, нужно сыграть соло в реальном времени.

Снова субъективно: финский клавишник был лучшим из услышанных мной на фестивале. Г–н Уотила меньше других стремился удивить техникой игры, но зато очень красиво вписался в общий саунд Culture Mix. Я бы охотно послушал их выступление еще несколько раз…

Джаз остается живой и актуальной музыкой; со скоростью света или всего лишь со скоростью звука, он продолжает развиваться. И разве обязательно, чтобы происходящее погружало нас в атмосферу сорокалетней давности? Добро пожаловать в мир высоких технологий :-).

Исходя из нашего весьма скептического отношения к различным форматам, можно подробнее написать о старом добром джазе. И о новом тоже. Интересы читателей, как обычно, отслеживаются по упавшим в мыльницу автора письмам.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004