ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua















Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Софт


Пингвин-музредактор

Сергей ЯРЕМЧУК
N 7 (282) 16.02.2004


Окончание, начало см. в МК № 6 (281). В заключительной части статьи мы рассмотрим редакторы, более продвинутые по своим возможностям по сравнению с теми, что рассматривались в первой части.

GNUsound

Адрес: http://awacs.dhs.org/software/gnusound, 250 Кб

Довольно продвинутый звуковой редактор, построенный на гномьих библиотеках. Сам автор распространяет программу только в исходных текстах. Кто привык работать с rpm-пакетами, заходите на ftp://nanardon.homelinux.org/pub/gnusound, deb-пакеты находятся на http://www.duckcorp.org/projects/pkg-gnusound. GNUsound поддерживает работу с несколькими треками и вывод нескольких дорожек одновременно, понимает все форматы, о которых знает библиотека libaudiofile, являющаяся частью Gnome. При этом GNUsound сохраняет всегда только в WAV, работает с 8-, 16- и 24/36-битным звуком. В файле возможно выставление меток (Cuepoints); все установки для данного файла сохранятся затем в файле с расширением .usx. Программа имеет два режима редактирования — Selection Editing Mode и Envelope Editing Mode. Первый — обычный, когда к выделенному участку применяются те или иные преобразования, второй включается по Edit > Envelope Edit, затем щелчками по нужному участку создаете точки. В этих точках затем переопределяются установки, используемые в различных эффектах. Например, если точка находится выше нулевой оси, при применении Amplify в этом месте сигнал будет усилен больше, чем в остальных местах. Кроме стандартных функций редактирования, GNUsound имеет ряд модулей: Amplify (уменьшение/увеличение амплитуды), Amplitude Treshold (удаление сигнала ниже определенного порога), Auto Zero, Bandpass, Lowpass, Declip, Delay, Fade In и Out, Tone Generator, Reverse, Resample, Normalize, Mix, а также плагины LADSPA. В файле настроек, который находится в ~/.gnome/gnusound, можно изменить еще ряд параметров, недоступных через меню.

LAoE (Layer-based Audio Editor)

Адрес: http://www.oli4.ch/laoe/main.html, 1.3 Мб

Этот audiosample-редактор с богатыми возможностями интересен уже тем, что написан на Java; в комплекте имеется как файл для запуска под Unix-системами (laoe), так и батник для Windows (laoe.bat) — естественно, для работы понадобится Java runtime environment JRE 1.4.0 (путь к исполняемому файлу java должен быть виден в переменной $PATH) или более поздняя. Распространяется как в бинарниках, которые лежат на сайте, так и в исходных текстах http://sourceforge.net/projects/laoe. Позволяет загружать файлы в форматах .ogg, .mp3, .wav, .au, .aiff, .gsm, записывает в форматах .wav и .aiff. Собственный формат .laoe сохраняет информацию об уровнях и параметрах настройки. Интересна концепция канала: каждый слой может иметь многочисленные уровни, а каждый уровень может иметь множество каналов, без логических ограничений (уровни окрашены по аналогии с многослойными изображениями). Число таких каналов, слоев и уровней в каналах ограничено только аппаратными возможностями, также возможна работа с моно, стерео, тремя и более каналами, при этом имеется как стек уровня, так и стек канала, позволяющие управляться с этими данными. Представлены все стандартные операции редактирования звука: copy, paste, cut, move, duplicate, crop и пр. Многоуровневая отмена действий опять же ограничена только аппаратными возможностями. Расширенные функции выбора огибающей плюс несколько функций манипулирования ею. Инструменты анализа вроде анализатора спектра, статистик, калькулятора. Зуминг и доступная для редактирования сонограмма ( в том числе и графическими средствами — кистями, прямоугольниками), позволяющая изолировать и отфильтровывать звуковые компоненты, которые неразличимы на классических осциллограммах, представляющих звук в виде кривой. Редактирование типовой кривой свободным пером, а также с помощью сплайновых и прочих криволинейных интерполяций, эффекты – reverb, compress, expand, pitch-shift, multipitch, time-stretch, delay-echo, chorus-flange, disharmony и еще куча других, амплитудные функции ( balance, divers fades, compress expand, distortion, autovolume и проч.), функции работы с самплами (постоянный и переменный resampling, разнообразные математические функции, в том числе и обратное быстрое преобразование Фурье). Разнообразные генераторы различных форм волн: генератор сигнала (rectangle, triangle, sinus...), генератор гармоник, pith-генератор и ручной генератор с возможностью управления интерполяцией. Много фильтров: параметрический, компенсатор, FFT-фильтр и пр. Управление не только при помощи горячих клавиш и щелканья мышью, но и через mouse-gestrudes, знакомые по Oper'е, — двинув мышью в определенной последовательности, получим результат (буква U = undo). Текущий объект может быть захранен в .jpg- или .png-файле. И напоследок, поддержка плагинов позволяющая нарастить любые возможности. Вдобавок, приятный сайт, на котором можно найти неплохую документацию по работе — обязательно зайдите, посмотрите на местные скриншоты.

ReZound

Адрес: http://rezound.sourceforge.net, 3 Мб

Понимает форматы .wav, .aiff и другие поддерживаемые библиотекой libaudiofile, а также .ogg, .mp3, .flac, .midi и свой собственный .rez. Интерфейсы ввода/вывода — OSS, PortAudio ( http://www.portaudio.com), для полноценной работы очень желательно наличие JACK ( http://jackit.sourceforge.net). Поддерживает 16- и 32-битный звук и плагины LADSPA, с редактированием больших файлов справляется довольно быстро, встроен анализатор частоты. Несколько вариантов записи: без ограничения, с установкой предела по времени, запись начинается при достижении установленного уровня сигнала и пр., всевозможные виды воспроизведения композиции (loop, выделенное, до/после выделенного, от позиции, указанной мышью). Полный набор функций для редактирования: так, копировать и вырезать нужный отрезок можно двумя способами: как обычно — в буфер обмена, и вставкой в автоматически создаваемый новый файл. А вот видов вставки поболее — это и обычная insert-вставка и замена участка ( replace), и наложение записей ( оverwrite), три варианта микширования ( mix), вставка тишины, а также добавление ( add), создание дубликата, удаление и перестановка каналов. Эффекты и манипуляции с данными: реверс, изменение, нормализация громкости и тишины, ресамплинг, flange, echo, quantize, distortion и пр. Великое множество различных фильтров, как предустановленных ( Lowpass, Highpass, Bandpass, Notch) так и задаваемых пользователем, причем возможна установка значений как на одном фильтре, так и на двух — в последнем случае рабочим значением будет результирующая функция. Имеется встроенный генератор шума (всех цветов) и частоты любого тона. Радует также динамическое размещение элементов меню, интернационализация (присутствует файл для вывода сообщений на русском), работает на Linux, Solaris, BSD-системах; также имеет индивидуальную особенность: возможность записи проекта на CD. И это далеко не полный список возможностей программы.

Аudacity

Адрес: http://audacity.sourceforge.net/about.php?lang=ru, 2.2 Мб

Этот проект, начатый осенью 1999 года аспирантом университета Carnegie Mellon University Домиником Маззони (Dominic Mazzoni), уже обрел популярность и заслужил хорошую оценку, из простого инструмента для визуализации звука превратившись в полноценный звуковой редактор с большими возможностями. Главный козырь проекта — многоплатформенность. Доступны варианты для Windows, MacOS и многие варианты для Unix включая и Linux-версии. Надо сказать, версии отличаются между собой по функциональности — так, версии для Windows и Mac поддерживают VST-плагины, ссылки на некоторые из них можно найти тут же на сайте, а Linux/Unix-версия начиная с 1.1.0 работает с LADSPA-плагинами. В программе реализована возможность импорта файлов в форматах .wav, .aiff, .au, .ircam, .mp3 и Ogg Vorbis, а также возможность записи получившегося результата в форматы .wav, .mp3 и Ogg Vorbis, открывает и MIDI, хотя его возможности по обработке таких файлов все-таки ограничены. Как и положено, поддерживаются все общие операции — Cut, Copy, и Paste, Split, Duplicate, Silence, а также многоуровневые Undo и Redo; весь проект можно сохранить в файл с расширением .aup и вернуться к нему после. Аudacity имеет встроенный редактор амплитуды, различные средства частотного анализа звуковых дорожек, спектральный анализатор (с экспортом результата в таблицу), возможность различных амплитудных и частотных преобразований, встроенные звуковые эффекты вроде удаления шума, усиления баса, инструменты анализа информации. При этом никаких ограничений на число дорожек и их продолжительность — кроме размера жесткого диска, конечно. С версии 1.1.0 полностью поддерживается 32-битный звук. Текущая бета 1.2.0 очень впечатляет, хотя и показалась не столь стабильной в работе. Интерфейс программы переведен на более чем 40 языков (сайт доступен на 15), а саму программу уже включают в свои дистрибутивы многие производители (даже в хакерском RTK от этого не удержались). На сайте дополнительно можно найти подробную документацию — думаю, она будет особенно полезна новичкам (например, краткая четырехшаговая обучалка for Beginners — http://audacity.sourceforge.net/docs/tutorial_basics_1.html).

Ardour

Адрес: http://ardour.sourceforge.net/, 3.7 Мб

Этому редактору, судя по настроениям разработчиков, уготовано первое место в нашем рейтинге. На сайте его рекомендуют как профессиональный многоканальный hard disk recorder (HDR) и цифровую аудиостанцию (digital audio workstation — DAW), для замены соответствующих аппаратных решений. Он способен к одновременной записи 24 или более каналов с разрешением в 32 бита и частотой 48 кГц (и даже 88.2 кГц), количество каналов ограничено только возможностями компьютера. В соответствии с задачами включена и поддержка профессионального железа вроде многопортовых звуковых карт, ММС- и MIDI-контроллеров (через ALSA). По своим функциональным возможностям не уступает (а в чем-то и опережает) ProTools, Samplitude, Logic Audio, Nuendo и Cubase VST/SX. Поскольку программа направлена на обработку звука в реальном времени, система должна быть соответствующей, т.е. применение low-latency ядра и звукового сервера JACK, а также ALSA-драйверов в этом случае просто обязательно. Захват осуществляется в формат .wav, но при необходимости может экспортироваться в любой другой формат. Редактор обеспечивает стандартные insert/replace/delete/move/trim/cut/copy/paste и select, а также многоуровневые undo/redo с возможностью сохранения всех промежуточных вариантов. Авторы сосредоточились на разработке быстрого движка — все остальное (эффекты, сиснтез звука) отдано на откуп сторонним производителям, продукция которых может подключаться к Ardour в качестве совместимых с LADSPА плагинов, причем если сильно затянувшиеся переговоры со Steinberg все-таки закончатся успехом, то обещается и поддержка VST. Из других особенностей стоит отметить полную интернационализацию продукта (русский уже поддержан), также поддержку скинов и процессоров, отличных от Intel-compatible, и многопроцессорных систем — аrdour, кстати, постоянно напоминает: мол, один хорошо, а два все-таки получше будет. Лишь относительно недавно стало возможным получить Ardour в виде единого архива, до этого он официально был доступен только через CVS или в rpm на сайтах CCRMA (Stanford University's Center for Computer Research in Music and Acoustics, http://www.stanford.edu/planetccrma/software/packages.html), а также проекта AGNULA ( http://www.agnula.org). Отличную документацию по работе можно найти по адресу http://www.djcj.org/LAU/ardour; кстати, на этом же сайте найдете документ Using VST Plugins In Linux, помогающий разобраться в том, как использовать VST-плагины.

Как видите, оказывается, звук таки можно обрабатывать под Linux. Фаворитов не вывожу и места не расставляю — согласен, что большинство описанных здесь редакторов не дотягивают до возможностей SoundForge. Последние, впрочем, не всегда и не всем нужны в полном объеме; мне, по крайней мере для своих нужд, достаточно и имеющихся функций. К тому же, сравнивая перемены, произошедшие за год, могу сказать, что шаг сделан не просто большой — огромный. Все представленные выше проекты абсолютно бесплатны. В общем, выбор за вами.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |