ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua















Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Железо


Юбилей Генерала MIDI

Виктор В.ПУШКАР
N 13 (288) 29.03.2004


Отдельные представители прогрессивной электромузыкальной общественности до сих пор отмечают 20-летний юбилей стандарта General MIDI 1.0. Спецификация вышла в середине января 1983 года. Более точную дату затрудняются назвать даже люди из Ассоциации производителей MIDI. Впрочем, разве так уж важно, исполнилось ей ровно 20 лет или 21 год с парой месяцев? Именно тогда появился относительно универсальный, простой и надежный способ соединения клавиш со звуковыми модулями. С тех пор, чтобы сыграть восемь партий в одной композиции, иногда достаточно иметь всего две руки, один секвенсор и один звуковой движок. Конечно, только особо замороченные юзеры на особо замороченных звуковых движках способны добиться приятного на слух результата.

Благодаря MIDI электронная музыка стала доступной музыкантам с весьма средним образованием. Как правило, людям, не отягощенным знанием точных наук и запасом собственных крышеедных электроакустических концепций. Ветераны электроники, обладатели очень больших и дорогих аналоговых синтезаторов стали говорить о ламерах, которые ставят электронную музыку на конвейер, делают ее скучной и вялой. Ряд цифровых клавиш действительно крайне примитивен и запрограммирован под очень ленивых персонажей, которым хочется получить все в одном, и за пару сотен денег (желательно в кредит). Есть компьютерный софт и железо, обещающие такой же быстрый и упрощенный доступ в электронный рай. Но разве в этом безобразии виноват MIDI?

Оставим в стороне то, что мешает плохому танцору. Например, двухметровый набор самплов якобы на все случаи жизни. Условно-бесплатные секвенсорные файлы в стилях «блатняк» и «медляк». Или компакты с «вавками», из которых при благоприятных погодных условиях клеится грув, всего пять лет назад вышедший из моды. Скромно умолчим о том, что клеится из тех же «вавок» при неблагоприятных погодных условиях. Лучше поговорим о том, что помогает хорошему музыканту :-).

Для начала посетим сайт Ассоциации производителей MIDI http://www.midi.org/. Здесь бесплатно или за мелкие деньги раздается ряд полезных документов. А разработчикам железа и софта даже и вовсе необходимых. Когда вы в последний раз видели клавишу без MIDI? И какой на задней панели стоял год выпуска? «Железячники» могут изучить электрические схемы http://www.midi.org/about-midi/electrical.shtml. Если вы до сих пор считаете MIDI-кабель продуктом высокой технологии, который делается только в Силиконовой долине под охраной дивизии морской пехоты, то рискуете очень сильно удивиться.

«Железные» параметры MIDI-порта тоже сложно назвать впечатляющими. Скорость передачи данных составляет 31500 Кбит\с. Сообщение состоит из 10-битных слов, в каждом из которых два бита являются служебными. Чтобы передать сообщение Note On, включающее три слова (номер MIDI-канала, номер ноты и Note On Velocity — скорость нажатия), нужно время порядка миллисекунды. Если мы играем простой бас или очень сдержанное соло, такую задержку вряд ли кто-то заметит на слух. Для сравнения вспомним, что за одну миллисекунду звук в воздушной среде проходит примерно 0.3 метра. На каком расстоянии от вас стоят колонки? Здесь мы получаем физические ограничения, против которых и программерство, и железный инжиниринг практически бессильны.

Да и нужно ли их обходить, если партии, записанные с наложением в Cubase или Sonar, воспринимаются почти так же, как сыгранные одновременно четырьмя (или восемью) руками? Лет пятнадцать назад народ удивлялся секвенсору с разрешением в 1/96 от четверти ноты. Сейчас тайминг стал намного точнее и по временному разрешению, и по стабильности задающих темп «часов». Он вплотную приблизился к вычисленным нами погрешностям в единицы/десятые доли миллисекунды. Когда-то в ходу были и гораздо более грубые музыкальные машины. Да и сейчас есть целые жанры музона, где единственный вариант бита — ровная «бочка» в первую долю.

Справедливости ради заметим, что ряд музыкантов продолжает записываться без применения секвенсора. Это может быть связано и с особо тонким чувством времени, и с консервативными взглядами на железо, и с тем простым фактом, что акустические инструменты лучше снимаются микрофоном, чем MIDI-датчиком :-).

Разговоры о нулевых задержках в звуковой системе пока что остаются разговорами. Есть погрешности тайминга, уверенно заметные на слух, заметные неуверенно и лежащие явно за порогами заметности. Одна партия, состоящая только из сообщений Note On/Note Off, требует относительно небольшой пропускной способности. Но бывают и более жесткие режимы работы. Например, у нас есть секвенсор, работающий одновременно на несколько MIDI-каналов, и маньяк, а лучше два маньяка :-), двигающие колеса, ползунки и джойстики всеми имеющимися у них конечностями. Тогда каждое из поступающих сообщений ждет своей очереди. А потому приходит с явным опозданием. Если мы соединяем модули последовательно, используя разъем MIDI Thru (транзит), задержка становится еще больше. Отсюда общее правило. Каждому девайсу — свой порт, каждой партии — свой канал.

Напомним читателям, что наша арифметика по поводу задержек до сих пор касалась только случаев соединения модулей аппаратным способом через традиционный пятиштырьковый разъем. Как сделать коннект более быстрым, а тайминг — более точным? Все-таки больше 20 лет прошло…

Из относительно свежих разработок Ассоциации заслуживает особого упоминания Specification for MIDI Over IEEE-1394 (спецификация для передачи MIDI данных по порту FireWire). Пока на рынке активно продвигаются USB-клавы, а в звуковые модули все чаще встраиваются USB-порты, разработчики железа готовятся к следующему рывку. Но для работы с клавой и двумя каналами потокового аудио вполне хватает порта USB 2.0. Его недостатки по сравнению с IEEE-1394 начинают проявляться при значительно больших потоках данных.

Уголок маньяка

Пересказывать содержание 17 страниц стандарта здесь вряд ли уместно. Поэтому опишу общий принцип работы. Подробности, если интересно, прочтите сами. По FireWire передается последовательность 32-битных слов, в каждом из которых 8 бит выделено под MIDI-событие. MIDI-тайминг синхронизирован с фреймами FireWire. С ними же синхронизируется частота передачи аудиопотока. По сравнению с обычным MIDI-портом, точность тайминга получается выше в 1.5–2 раза.

«Плавание» MIDI-событий относительно аудио, иногда составляющее проблему даже для профессиональных звуковушек, практически исключается на апаратном уровне.

Максимальное число одновременно передаваемых каналов MIDI — до 128, т.е. восемь портов по шестнадцать каналов. Так что крутите колеса и двигайте ползунки на здоровье. Команды на каждый из звуковых движков придут вовремя. Где взять столько звуковых модулей и столько каналов на микшерном пульте, а также кто заморочится записывать такую сложную музыку — это уже вопрос к монстрам студийной звукозаписи. Возможно, человек, впервые заюзавший все 128 каналов, даже попадет в книгу рекордов Гиннеса :-).

Выход из уголка маньяка

Отраслевой стандарт RMID представляет собой сочетание стандартного миди-файла (SMF) с набором самплов DLS, оптимальных для его воспроизведения. Ветераны трекерной сцены могут пожать плечами, мол-де ничего нового в таком сочетании нет. И всякий нормальный трекерный файл — это последовательность нот с контроллерами плюс соответствующие каждой последовательности нот «вавки» (говоря более корректно, PCM audio). Ну какой уважающий себя композитор станет сочинять музыку в расчете на тембр Piano 1 дешевой юзерской звуковушки? Добавляем к SMF и DLS аудиокомпрессию и получаем формат XMF. Меньше придется качать по сетке.

Для композиторов-авангардистов, исполнителей этнической и ранней музыки долгое время была проблемой настройка электронных клавишных. Сейчас она в основном решилась. Посмотрите внимательно файл MIDI Tuning Specification. Там почти все написано. Разве что очень древние и очень простые инструменты совсем не поддаются перестройке.

Вернемся к таймингу и игре пальцами в реальном времени. Очень часто музыкальный пипл ругает новые звуковые движки за слегка заторможенную реакцию по MIDI-входу. Тому может быть целый ряд причин.

1. Общая аппаратная тормознутость компа. Медленный процессор, кривая мамка, «левая» память. Также возможны аппаратные конфликты, т.е. «драки» девайсов за системный ресурс, и просто ошибочные настройки BIOS. Мне пару лет назад встречалась машина, в которой перед работой со звуком нужно было обязательно отключить USB. (Правда, речь шла о USB 1.1. Интересно, кому-то вообще попадалась материнка, где этот порт был прикручен правильно?) Иногда встречаются конфликты звуковушки с модной геймерской видеокартой и прочие случаи очень странной аппаратной нестыковки.

2. Звуковушка и ее драйвера. По легенде, все карточки с поддержкой WDM и ASIO 2.0 должны отрабатывать входящие сообщения достаточно быстро. Помните, что ASIO настраивается отдельно. В случае больших задержек и зависаний попробуйте разные версии «дров». Наилучший результат иногда получается с предпоследней (или самой ранней) версией.

3. Кстати, сама операционная система в вашем компе стоит достаточно прочно? Регистр сильно загажен демками? Версия Direct X операционке соответствует?

4. Сам виртуальный синтезатор пока что оставляет желать лучшего. Выставлена очень медленная атака огибающей. Или в проигрыватель самплов заряжены волновые формы, начинающиеся с фрагмента «тишины».

5. Если все перечисленные проблемы исследованы и вроде бы решены, а виртуальный синтезатор все равно работает с заметной задержкой, остается либо поменять звуковушку, либо собрать новый комп, либо чуть раньше нажимать на клавиши.

6. Вариант последний: столь любимое писателями хелпов из Майкрософт печальное «если ничего не помогло». Учитесь играть на флейте. Ее дивный звук локализуется прямо в голове музыканта. Без задержек.

…Праздников становится все больше и больше. Для одних наиболее актуальны красные дни календаря, для других — зеленые или синие. Ведь каждый метит их маркером по своему усмотрению. Кроме тех, кто обходится без календаря и маркера. Проснулся утром, узнал место пробуждения и лицо в зеркале — уже повод :-). Но здесь речь идет об одном из краеугольных камней, лежащих в основе современной электронной музыки. Поэтому за юбилей г-на Генерала :-) (GMIDI 1.0) скушали свое пирожное и монстры аранжировки на клавишной рабочей станции, и олдовые синтезаторные чародеи, и молодые рэперы с портативными бит-боксами, и волки музыкального оформления незабываемых вечеров в ресторанах. А кто забыл, может сходить за пирожным сразу после прочтения первой части этих заметок.

Конец первой части заметок

Как догадались наши проницательные читатели, будет еще и вторая. В которой мы подойдем к вопросу более практически. И даже сравним ряд моделей MIDI-клавиатур.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |