ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua











Карта Киева
автосалоны
диски
литые диски
шины
Антивірус Касперського



Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Железо


Хорошо темперированные клавиши 2

Данил ПЕРЦОВ
N 21 (296) 24.05.2004


Подхватываю тему, инициированную Виктором В. ПУШКАРОМ в МК №18-19(293-294). Возникла эта статья спонтанно, мне неприятно писательство — в силу ряда обстоятельств, связанных со спецификой моей деятельности, у меня выработалось стойкое отвращение к буквам и текстам. Но эта тема совпала с личным, а потому и разговор о мидиклавиатурах M-Audio мне бы хотелось начать с личного. Хоть это и против правил, но я утешаю себя тем, что мой случай достаточно универсален. Как говаривал старик Айвз, я не занимаюсь творчеством, просто навожу порядок в своем жилище.

Первую свою мидиклавиатуру я купил вместе с компьютером. Произошло это спустя 10 лет после основания M-Audio (тогда — Midiman), в 1998 году. Это была самая обыкновенная мидиклавиатура, называлась она Target, но это неважно. Ключевое слово здесь — «обыкновенная». Помните распространенную фишку рекламистов: «В отличие от обыкновенного порошка…» Говорят, где-то в Сибири даже появился бренд «Обыкновенный порошок». А один мой приятель, занимающийся подобного рода роликами, предлагал как-то за кружкой пива игру — назвать как можно больше товаров, применительно к которым такая формулировка была бы максимально абсурдна. Например, «обыкновенная автомашина». Или «обыкновенная книжка». Или: «обыкновенная программа».

Шутки шутками, а здесь, пожалуй, есть где разгуляться философам-когнитивистам и прочим лингвистам. По крайней мере рынок компьютерного железа можно вполне с успехом разделить на секторы, в которых эпитет «обыкновенный» более ожидаем, чем в других. Соответственно, в таких секторах если уж и появляются товары, о которых стоит написать на первых страницах нашего еженедельника, то они непременно должны быть как можно более необыкновенны. Например, манипуляторы. Что проку считать обыкновенных мышей, которые плодятся в геометрической прогрессии (желающие могут сходить на четвертый этаж Природоведческого музея в Киеве, там, помнится, была весьма впечатляющая инсталляция на эту тему :-)). А вот если прозрачная, сияющая кислотной зеленцой, с пятнадцатью кнопками и пультом ДУ, тогда совсем другое дело. Не говоря уж о всяких там перчатках и варежках, полемизирующих с привычным миром грызунов на самом что ни есть фрейдистском уровне. А ведь когда-то сравнительно недавно устройство под названием «обыкновенная мышь» напоминало смесь утюга с дыроколом. Необыкновенная это вещь — обыкновение.

Я недаром остановился на этой теме перед тем, как заговорить о мидиклавиатуре. Вы представляете себе словосочетание «обыкновенный рояль»??? «— А при чем здесь рояль?» — Гм… Позвольте воздержаться от комментариев.

В самом деле, если бы нам пришлось писать о Безендорфере или Стейнвее, мы бы делали это как-то иначе. Скорее всего, написали бы не статью, а эссе, желательно с креном в историю. Потому как инструмент — это нечто особое, неразложимое и органичное, и отношение к нему особое, даже не как кошке или собаке, а вроде как к самому себе, к своему телу. Вопрос только, применимы ли к мидиклавиатуре подобные оценки?

А ведь с другой стороны, как же они могут быть неприменимы? Мы ведь хотим на ней играть, а не просто набивать партии. И неважно, что играем мы не столько на ней, сколько на том, что у нас запущено в компьютере, а это может быть как простейшая гуделка-пищалка, так и навернутый патч, которому достаточно скомандовать «Note On», а дальше он отчебучит такое, что и оркестру сыграть слабо[ударение!!!!!] будет. Но при всем при этом зверски важно, чтобы связь между прикосновением к клавише и «издаваемым ей звуком» не терялась, иначе будет неинтересно играть. Иначе мидиклавиатура мало чем будет отличаться от обычной клавиатуры.

Именно такова была моя первая мидиклава. Клавиши встречали прикосновение формально, мертвенным стуком, не оказывая ни малейшего сопротивления. Играть было скучно — благо, в основном приходилось набирать ноты в Final’е. А потом начались сюрпризы — оказывается, клавиши в ней не были отдельными деталями, а росли пучками, как грибы из грибницы или зубья из расчески, пружиня тем местом, которым они срастались с общим основанием. Естественно, это «мягкое место» :-) рано или поздно по определению должно ломаться. Но откуда об этом знать доверчивому покупателю? Он что, должен в магазин ходить с отверткой?

На смену прежней клавише пришла другая, одолженная у друга. Принципиально ничем от прежней она не отличалась, разве что более импозантным видом. А еще у нее время от времени сходил с ума питчбенд, и тогда партии звучали совсем авангардно. Кстати, в конце концов в ней опять же сломалась клавиша — почему-то все то же «до» первой октавы.

Оказывается, эта картина типична для подобных девайсов. В большинстве из них клавиши действительно цельнолитые. В частности, это касается линейки Evolution, некогда главенствовавшей на рынке бюджетных мидиклавиатур. Сейчас она полностью выкуплена M-Audio, которая расширила ее и снабдила новейшими наворотами вроде тех же мидиконтроллеров и USB-шнуров, но из набитой колеи традиции выскользнуть не так-то просто. Не берусь вам сказать за всю одессу, в мире то и дело что-то меняется. Просто имейте в виду, что мидиклавиатуры с честным пружинным механизмом довольно редки. Даже если продавцы по каким-то причинам утаят от вас эту ценную информацию, проверить, в принципе, просто — подойти к товару и легонько подергать одну из клавиш (только не переусердствуйте — мы не хотим отвечать за последствия :-)). Вы сами почувствуете, «дышит» она или «торчит». «Литые» клавиши как будто более мертвы.

Лично для меня этот заговор производителей раскрылся, когда я случайно заговорил о своих бедах с замдиректора магазина Джаз-Клуб, Борисом Трегубом. Он даже дал совет из личного опыта: впаять гитарную струну в место слома. Очень ценная, кстати говоря, рекомендация :-).

На вопрос о возможном апгрейде мне поначалу были предложены девайсы, в которых клавиши сделаны из более прочного сплава, соответственно, выдерживают большее число нажатий и приятнее на ощупь. А в остальном та же расческа с теми же «мягкими местами». Наверное, у меня была очень кислая рожа, когда мне все это объясняли и показывали. И тогда мне предложили мою будущую подругу — клавиатуру Radium49.

Собственно, эта клавиша привлекает внимание покупателя тремя моментами. Два из них не сказать чтобы совсем уж обычны, но все же понемногу вступают в общеупотребительный объем этого понятия. Во-первых, шестнадцать мидиконтроллеров, вынесенных на щиток. Для настоящего маньяка компьютерной музыки эти существа едва ли не более ценны, чем собственно клавиши. Бесспорный козырь модели — половина контроллеров представлена в виде слайдеров (ползунков), что позволяет гибко маневрировать одновременно несколькими звуковыми параметрами в реальном времени. Как вы сами понимаете, осмысленно крутить восемь крутилок сразу вряд ли под силу даже опытному фокуснику-иллюзионисту, в то время как слайдеры удобно располагаются под пальцами, как колеса стеклянной гармоники. Учитывая, что при наличии соответствующего софта и умений контроллеры можно привязать в принципе к любым процессам в звуковой ткани, манипуляция с контроллерами сулит долгие часы сладостной медитации: взяли аккорд, кирпич на холд :-) — поехали. Есть еще одно применение этой фиче: ряд многоканальных аудиоредакторов, в частности Samplitude и Nuendo, предусматривают контроль аудиотреков через миди-дату — таким образом наша клавиша легким движением руки превращается в цифровой микшерский пульт!

Резонный вопрос: так почему бы все мидиконтроллеры не представить в виде слайдеров? Ответ прост — фейдер более чувствителен и дает более плавную смену значений. И дело вовсе не в технологии, а в элементарной физике — вращательное движение точнее, чем поступательное. Чтобы обеспечить ту же плавность контроля на слайдерах, нужна очень чуткая рука. Кстати говоря, один из гипотетических конкурентов творения M-Audio, мидиклавиатура Edirol PCR 50, в этом отношении серьезно проигрывает: Roland решил сэкономить на особенностях нашего организма, дискретизировав диапазон значений ползунковых контроллеров своего детища (здесь мы пока что вынуждены ограничиться ссылкой на информацию интернет-магазина MusicMag ( http://www.musicmag.ru/), поскольку этот девайс не попал к нам в руки). Возвращаясь к принципам идеологии инструментализма, набросанным вначале, замечу, что слайдерный и фейдерный контроль клавиатур Radium радикально разнится по ощущениям — ползунки сухи и шершавы, крутилки влажны и маслянисты. В художественном плане это, как ни странно, имеет значение.

Второй козырь клавиатуры — USB-интерфейс. О нем довольно писалось уважаемым Виктором В., добавить мне нечего. Я лишь замечу, что это одно из приоритетных направлений для M-Audio, в последнее время буквально изливающейся потоком звуковых USB-девайсов, среди которых как входные модули для подключения микрофонов и линейного аудио, так и декодеры, выводящие многоканальный звук, и даже звуковые карты — малютки размером с зажигалку.

О третьем козыре уже было сказано — пружинная механика. Кроме того, что это надежно и долговечно, это еще и приятно :-). Механика живая, она чувствует прикосновение и как-то по-особому мягко и тепло на него реагирует. Пальцы буквально погружаются в звук, его можно месить, как тесто, не боясь замараться или завязнуть и совершенно не чувствуя усталости. Хорошо смоделирована чувствительность клавиатуры, градации громкости вполне реалистичны, вполне «фортепианны». Кстати говоря, Velocity может настраиваться с помощью программных клавиш (об этом чуть ниже) — против стандартных десятка-полутора вариантов настройки в других клавиатурах здесь их аж 64.

Помимо упомянутых мидиконтроллеров, а также дисплея и двух колес — питчбенда и модуляции, на панель выведен назначаемый ползунок ввода данных, кнопки переключения октав и еще одна кнопка, переводящая половину клавиатуры в режим программных клавиш. С помощью них можно настроить чувствительность, определить миди-канал, поднять/опустить строй, выбрать программу из банка и привязать номер контроллера к радиальным или ползунковым контроллерам. При определенной сноровке все это делается легко и быстро. Кстати, в «программном режиме» меняют свою функциональность и кнопки переключения октав: теперь они перелистывают настроечные пресеты, которых может быть до пятнадцати.

Естественно, чтобы комп мог увидеть клавиатуру, буде она включена в USB-порт, прилагается драйвер на диске, дополненном мануалом и кой-каким софтом.

Напоследок стоит замолвить пару слов о прочих девайсах линейки мидиклавиатур M-Audio (Evolution’ы трогать не будем, ибо им несть числа). Помимо старшего брата Radium49 — клавиатуры Radium61 с соответствующим числом клавиш, она включает коротышку Oxygen7, прекрасное решение для мобильного сетапа, имеющее все те же функции, кроме слайдерных контроллеров. Число программных клавиш точно соответствует двум октавам, составляющим объем клавиатуры. По ощущению ее механика более тугая (но по-видимому, опять же пружинная), что вполне приличествует прагматике девайса — на нем лучше исполнять жесткие грувы. Будучи же дополнена старшим собратом в качестве нижнего мануала (к сожалению, очень редкая практика среди отечественных «мидиманов»), она сулит приятный функциональный контраст, полезный для раздельной артикуляции фактур соло и аккомпанемента.

Есть еще один, весьма необычный член семейства — клавиатура Ozone (забавно, с каким усердием компания «перебивает» именитые хакерские лейблы — понимать ли это как вызов пиратству или как игру с подсознанием пользователя, в котором эти словечки фигурируют как символы коммунистической благодати :-)?) Эта штука внешне мало чем отличается от Oxygen7, но имеет встроенную 24-битную звуковую карту, коими девайсами M-Audio весьма славится. Но поскольку тема USB-саундкарт — отдельная, мы ограничимся лишь упоминанием об этой модели.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |