ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua











Карта Киева
автосалоны
диски
литые диски
шины
Антивірус Касперського



Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Железо


Sape

Хорошо темперированные клавиши

Виктор В.ПУШКАР
N 18 (293) 03.05.2004


MIDI — достаточно универсальная разработка. Интерфейс может быть встроен практически в любое звуковое железо. Вы можете ритмично пощелкивать пальцами, одетыми в кибер-перчатку, подключить к «саксофонной машине» дудку-самогудку и даже обеими руками бить себя в грудь, увешанную датчиками от барабанного модуля. Музыкант, вооруженный MIDI-контролем, выглядит очень современно. Иногда даже круче, чем тот же музыкант, склоняющий крашеный банальной перекисью хайр над двумя банальными вертушками. Если вы любите слово «экслюзивно» — получите его. Даже с восклицательным знаком. Эк-склю-зив-но :-)!

Однако наши заметки адресованы тем, кто продолжает играть старым проверенным способом. А именно — нажимая черные и белые клавиши в реальном времени. Глядя на бегающие или медленно поглаживающие клавиатуру пальцы, можно вспомнить старых мастеров хорошо темперированного клавира. Классиков, романтиков, а также лиц, примкнувших к ним с опозданием на пару сотен лет. Если забыть о стоящем рядом компьютере и синтезаторных модулях. А также о проистекающих из колонок звуках.

Что обязательно должно быть в MIDI-клавиатуре? Для начала — качественно собранная механика. В контроллерах начального и среднего уровня она состоит из synth action keys — клавиш синтезаторного действия. Размером они обычно меньше фортепианных и существенно более чувствительны к нажатию. В самые дорогие модели ставятся hammer action keys — клавиши молоточкового действия. С имитацией отскока клавиши, характерного для акустических инструментов.

Профессиональная «синтезаторная» и «рояльная» клава похожи в одном: все клавиши настроены на одинаковую отдачу. Причем так, что опытному пианисту даже становится скучно играть на этом слишком правильном инструменте. В связи с этим можно ожидать появления новой профессии — расстройщика электропиано. Чтоб «нестроевич» был в самую меру и в соответствии с пожеланиями клиента. В виде исключения, ряд особо продвинутых клавиатур имеет чуть меньшую чувствительность в нижнем регистре. Как будто вместо набора самплов приводят в действие толстые басовые струны.

Большинству звуковых движков все равно, как сильно (или как слабо) вы бьете пальцами по клавишам. Они реагируют в первую очередь на скорость нажатия (velocity) и, в отдельных случаях, на давление после касания (aftertouch pressure). То есть, играть на синтезаторной клавиатуре можно и быстро, и с достаточной динамикой, и даже с меньшими физическими усилиями, чем на рояльной. Дело исключительно в привычке пальцев к отскоку у пианистов. Или в отсутствии этой привычки у прочих музыкантов. Динамика velocity может быть линейной, а также уменьшенной или увеличенной. Иногда выбор зависимости MIDI-параметра от скорости нажатия поручается синтезаторному или самплерному движку. Иногда несколько кривых встроены в саму клавиатуру.

Еще один почти обязательный элемент — колеса. По умолчанию одно из них регулирует pitch (высоту звука), а второе — modulation (глубину модуляции). Но у нас есть еще назначения контроллеров в звуковом движке. Например, в продвинутых синтезаторах на модуляционное колесо можно дополнительно назначить частоту среза фильтра, а на pitch — глубину хоруса. И это только начало.

Подключение педалей — важная дополнительная опция. По умолчанию это volume (громкость) и sustain (дополнительная продолжительность звука). Однако на тембр они могут влиять по-разному. Это опять же зависит от того, как назначены контроллеры. Спецификацией MIDI их предусмотрено намного больше, чем пальцев на руках среднего юзера (если учесть, что абсолютное большинство юзеров — млекопитающие и гуманоиды :-)). Отчего бы не добавить к клаве ряд ползунков и крутилок с целью изменения параметров звука в реальном времени?

Кнопки переключения режимов и дисплей — по вкусу. Если их слишком много, начинающие могут запутаться. Если мало — придется обращаться к звуковому движку для выполнения самых элементарных операций вроде переключения патчей. Но поскольку клавиатура — штука, претендующая на универсальность, а виртуальных синтезаторов и аппаратных звуковых модулей существует как минимум пара сотен, все их функции редактирования на клаву вряд ли поместятся. Лучше ограничиться теми, к которым обращаемся чаще всего.

Кроме традиционного MIDI-порта с пятиштырьковым разъемом DIN, мы можем подключиться к порту MIDI-joystick, расположенному на звуковой карте. Оба способа не требуют установки драйверов. Главное, чтобы секвенсор или синтезатор «видел» нужный порт. В ряде случаев его нужно программно переключить в активное состояние.

В последнее время практически все материнские платы как стационарных, так и портативных компов оборудованы хабом USB 2.0, рассчитанным на два или четыре девайса. Специальный протокол MIDI over USB позволяет использовать этот порт в интересующих нас музыкальных целях. В этом случае нужно поставить соответствующие драйвера и перезагрузить машину, чтобы его обнаружило программное обеспечение.

Достаточно давно, конкретно пару номеров назад, в заметках «Юбилей General’а MIDI» мы обещали читателям добавить к теории кое-что из практики. И рассмотреть ряд современных девайсов, обладающих музыкальной клавиатурой. Общее для них всех — наличие в киевских магазинах и гуманные цены. В пределах 150–200 условных енотов. Для теста использовались секвенсор Sonar 2.0, проигрыватель самплов Live Synth Pro с библиотеками струнных и ударных, а также ряд моих личных синтезаторных патчей, созданных в разных программах.

А теперь — подробнее о различиях.

MIDITECH MIDISTUDIO USB-2

Четырехоктавный контроллер с минимальными функциями для студийной работы. Легкий и прочный корпус. Строгий дизайн. Два традиционных колеса. Транспонирование на октаву и полутон. Разделение клавиатуры на две зоны с назначением каждой отдельного канала. Маленький дисплей на три цифры.

Умеренно жесткая пружинная клавиатура. Чуть легче фортепианной, но несколько жестче привычных для меня синтезаторов. Чувствительна к velocity.

Прилагается укороченная, но вполне рабочая версия секвенсора Cubase и ReBirth-338

Драйвера USB становятся быстро и правильно. Поиграв пару часов, нашел достаточно удобной. Девайс честно отрабатывает все функции. В целом понравился.

MIDITECH MINICONTROL

Портативная двухоктавная клавиатура (25 синтезаторных клавиш). Было бы логично назвать ее младшей. Если забыть о ползунке ввода данных и восьми потенциометрах, на каждый из которых назначается контроллер. Конечно, двух октав даже с транспонированием маловато, чтобы играть двумя руками. А вот для партий, исполняемых одной рукой, вполне достаточно. Тем более, что второй рукой можно играть на более длинной клаве. Или заняться вращением потенциометров. Иногда в моем звуковом хозяйстве бывает крайне нужна ну очень маленькая дополнительная клавиатура. И хорошо, если она оказывается на месте.

Клавиши значительно «мягче», чем в старшей модели, однако тоже достаточно ровно подогнаны по механическим свойствам и тоже чувствительны к velocity. В остальном (кроме разделения клавиатуры) девайс очень похож на MidiStudio. Вероятно, потому что их делала одна фирма.

На web-странице http://www.miditech.de/produktee.htm вы можете найти информацию о новых разработках фирмы, качнуть драйвера USB, а также убедиться в том, что ее официальным дилером в Украине является AT Trade.

Fatar TMK-61

Если вы зайдете в сеть в поисках MIDI-клав, то среди результатов поиска практически обязательно окажется Studiologic — разработчик и производитель контроллеров FATAR — http://www.studiologic.net/ (там же есть ссылка на официального дилера в Украине — фирму Real Music).

Клавиатуры этой фирмы как продаются отдельно, так и применяются в ряде достаточно серьезных моделей синтезаторов (например, Waldorf). Вам нужна «взрослая» клавиатура рояльного типа за тысячу условных? Или контроллер в виде ножной педали органа на полторы октавы? Но есть у Fatar девайсы и попроще.

Для этого теста мы взяли простую пятиоктавную клавиатуру TMK-61. Очень легкий корпус из темно-зеленого пластика, клавиши синтезаторного типа, два колеса и один MIDI-выход.

Параметры назначаются с помощью клавиатуры и четырех падов — Program Change (выбор патча), Bank Select (выбор тон-банка), Transpose (транспонирование), MIDI Channel (понятно что). Пятый служит для запоминания настроек.

Играть на фатаровской клавиатуре мне понравилось. Да, в Fatar TMK-61 тоже есть чувствительность к velocity. По сравнению с MidiStudio она намного легче. Но это скорее дело вкуса и личных пальцевых ощущений. Пробовал ставить клавы рядом. Разница в отдаче (точнее, процесс перехода в процессе игры между разными «механиками») слегка напрягает. Так что счастливым обладателям двух и более контроллеров лучше привыкать или к жестким, или к мягким клавишам.

Несколько менее понравилось переназначать патчи и каналы. TMK-61 пошло бы на пользу наличие минимального дисплея, где светится номер канала. Поэтому основную работу по переключению лучше выполнять в окне секвенсора. Но в домашней студии это вряд ли является проблемой.

В общем и целом все три модели функционируют нормально. Глюки отсутствуют. Чтобы сказать, насколько контроллеры надежны, потребуется как минимум год времени. И две дополнительных пары рук. Будем надеяться на гарантийные сроки.

На этом автор предлагает считать клавиатуры успешно выдержавшими испытания. И выражает благодарность предоставившим девайсы фирмам AT Trade и Real Music.

После чего желающие могут последовать за ним в

УГОЛОК МАНЬЯКА

Если есть выбор, какой способ включения лучше?

При существенно большей пропускной способности USB скорость передачи MIDI-данных ограничивается самим протоколом, созданным под старый и медленный порт. Стабильность часов секвенсора при нормальной работе USB теоретически должна быть несколько выше. Однако чтобы убедиться в этом на практике, нужно задействовать кое-что из профессиональной измерительной техники. Например, двухлучевой осциллограф.

Мнение о принципиальной глюкавости USB в работе со звуком очень преувеличено. Тут скорее можно говорить об ограничении звуковых потоков при многоканальной записи. А также о глюкавости отдельных материнских плат и криво написанных драйверах отдельных устройств. Что вряд ли относится к протестированным клавам или к моей домашней машине.

Поэтому: лучше тот способ включения, который быстрее. И под который у вас есть нужный кабель :-). За отсутствием двухлучевого осциллографа будем ориентироваться на слух. А если таковой у вас есть — проверьте сами и намыльте в редакцию.

ВЫХОД ИЗ УГОЛКА МАНЬЯКА

Мне часто приходилось слышать сказки, что-де профессионалы играют только с повышенной динамикой, и только на клавишах из натуральной слоновой кости. Причем, годится только кость африканского слона :-). Но слушателя больше интересует результат. А музыканта — еще и максимальная комфортность процесса. Поэтому: выбирайте клавиатуру, на которой ваши пальцы чувствуют себя удобно. Не слишком тугую и тяжелую. И не слишком мягкую. Для вас лично. Длина инструмента (в октавах — от двух до восьми) должна в первую очередь быть удобна для ваших партий, и только затем еще что-то кому-то должна.

Пусть даже в первый раз это будет слегка учебный на вид девайс. Пока простой, но правильный MIDI-контроллер развалится на части, вы станете лучше играть на клавишных. И, возможно, найдете денег на более продвинутый инструмент. Также может быть, что вы очень сильно привыкнете к старому. Тогда берите следующий с максимально похожей динамикой. Избегайте подделок :-).

Срок службы клавы зависит не только от того, как прочно она сделана, но и от нагрузок, которым вы ее подвергаете. Постоянная работа на выезде мало способствует долголетию девайса, а периодическое падение со стойки и угощение горячими напитками ему даже очень сильно мешают.

Девайс, рассчитанный на пару лет эксплуатации в полевых условиях, в условиях домашней студии прослужит все десять. А относительно хлипкий домашний инструмент должен покидать свое место только в редких случаях. Кстати, как насчет жесткого кейса для переноски?

При любой силе удара по клаве note on velocity принимает значения от 0 до 127. Поэтому играть можно весьма и весьма деликатно. Когда слушателям кажется, что инструмент должен развалиться от ударов или даже взлететь на воздух вместе с залом, музыкант-электронщик, как правило, расходует меньше физических сил, чем рубящий мечом варвар. Его почтенное занятие требует скорее магической подготовки :-).







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |