ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua















Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Прочее


ИМЕЮЩИЙ УШИ проверяет мыльный ящик,

Виктор В. ПУШКАР
N 36 (311) 06.09.2004


а затем спорит c работником радиостанции по поводу битрейтов. В ходе переписки выясняется, что Имеющий Уши рисует слабо. Зато как умело пользуется карандашом! И даже дает по этому поводу один полезный совет.

Письмо первое. Слегка рассерженное

Скажите мне как художник художнику, Вы рисовать умеете?..

Здравствуйте.

Никогда не писал, а сейчас вот — «зацепило». Зацепила статья В. Пушкара «Что слышат эксперты?» (в номере 31–32), а именно строки в конце второго абзаца: «...Включи радио «Попсон» и будь доволен тем, что тебе крутят. А крутят по радио, как правило, все ту же эмпешку или аналогичную по качеству запись на мини-диске...»

Дело в том, что я как раз работаю на одном из «Попсонов», как выразился автор, и хотел бы внести ясность: «А Вам бы стало приятнее если бы мы крутили что? CD 44.1? 48.0 ? А может быть, восьмиканальные DVD?»

Ведь мы говорим о FM-диапазоне, который накладывает свои ограничения. Уверен, автору известно, что верхняя граница частотного диапазона FM-сигнала составляет всего 15 кГц. А теперь вспомним теорему Найквиста и выясним, что если реальный аналоговый сигнал, который мы собираемся преобразовать в цифровую форму, содержит частотные компоненты от 0 до 15 кГц, то частота дискретизации такого сигнала должна быть не менее 30 кГц. Ближайшая стандартная частота, как известно, будет 32000 Гц, что в свою очередь приблизительно соответствует битрейту 96 кБит/с в формате mp3.

Т.е. для передачи в эфир FM-станций теоретически допустимы даже такие битрейты. Работая уже не первый год на радио, спешу сообщить, что минидиски ушли в прошлое года три назад, а битрейт ниже 160 кБит/с у нас встречается крайне редко, и следовательно, радиостанции выдают на-гора максимум, на что способен FM-диапазон. Если бы мы пустили в эфир звук с ЛЮБОГО Cool Gadget’а, супер-пуперного HI-End плейера или даже с Live-трансляции, полосы больше 15 кГц вам не услышать, какие бы уши Вы не имели. Такая вот арифметика.

С уважением, Raptor.

Здравствуйте и Вы, Raptor.

Был слегка удивлен, узнав, что существует несколько станций под общим названием «Попсон». Ведь в заметках говорилось скорее об одной из печальных тенденций в работе украинского FM-вещания, чем о чисто-конкретном радио. Давайте вспомним, что FM-радио появилось в Северной Америке и Западной Европе около 40 лет назад, и с ним тесно связана история таких музыкальных направлений как тяжелый рок, фри-джаз, новая волна. С каким битрейтом пускали в эфир записи с винила на 45 оборотов в 70-е, и как отсталые западные ди-джеи обходились без эмпешек, для меня загадка. Хотя верхняя граница частотного диапазона была все та же — 15 кГц.

Теорему Найквиста Вы излагаете красиво. Однако правильнее будет вернуть ей историческое название — теорема отсчетов Котельникова. Базовым форматом цифровой записи была и есть основана на все той же теореме ИКМ — линейная импульсно-кодовая модуляция. Именно в этом формате работают компакт-вертушки и старые магнитофоны DAT; в нем же хранит данные хорошо известная нашим читателям WAVка. ДИКМ (дифференциальная импульсно-кодовая модуляция) отличается тем, что каждый из отсчетов уровня сигнала зависит от предыдущего. В результате мы получает экономию места на носителе до 6 и более раз, а также проигрыш в качестве звука. Так работают минидиск и .mp3.

Т.е. битрейт, кроме разрядности и частоты самплирования, зависит еще и от коэффициента сжатия, определяющего, насколько два «соседних» отсчета сигнала могут отличаться между собой. Если нам нужно пропустить звук с хорошей цифровой или аналоговой вертушки через канал, имеющий полосу пропускания до 15 кГц, достаточно аккуратно обрезать верхнюю часть диапазона частот. Как видите, без .mp3-кодека на FM-радио можно и вовсе обойтись. А частота самплирования 32 кГц может соответствовать самым разным битрейтам.

В старые добрые времена менеджеры FM-станций тратили чуть меньше здоровья на служение загадочной сущности по имени фОРМАТ (именно так в ряде религиозных традиций пишутся имена демонов, с «обратной» заглавной буквой). Поэтому значительно больше здоровья сотрудников оставалось на обеспечение качества своих собственных программ; вещательные студии были более серьезно запакованы аппаратурой; наконец, на каждой станции работал как минимум один человек, хорошо знающий электроакустику.

К сожалению, многие менеджеры в своих расчетах преувеличивают процент слабослышащих среди населения Украины. Отсюда — избыток предложения ряда разновидностей аудиопродукта. А слушатель — он далеко не всегда фраер. Однако где залегает условный максимум возможностей FM-ок, а где — их же условный «уровень плинтуса», это уже вопрос, выходящий за рамки арифметики.

P.S. Умею ли я рисовать, поясняется дальше. А пока что полюбуйтесь вот этой картинкой…

Письмо второе. Вопросительного характера

Доброго времени суток, Виктор!

Когда-то в старом выпуске «Имеющего...» я, кажется, вскользь глянул на упоминание о некоей софтине, вспомнить которую не могу. В общем, задача у меня такова: поправить, если возможно, «запертые» повышенным уровнем записи фонограммы. То бишь, избавиться от характерного хрипа.

Может быть, Вы мне подскажете что-нибудь? По возможности, отдельную утилиту (мой древний пень-166 мэмэха «монстров» all-in-one не выдержит, разве что можно плагин к WaveLab 2.1/3.0)

Заранее благодарен за помощь...

С уважением, Vladimir S. Stepanov (olin@gala.net ).

Здравствуйте и Вы, Владимир.

Основная особенность «запирания» сигнала заключается в том, что ограниченные отметкой 0 дБ пики восстанавливаются только частично. Принципиальное отличие нелинейных искажений от линейных: они меняют сигнал в хитрой пропорции, зависящей от уровня, частотного спектра и еще ряда параметров. Каждый девайс, через который проходит звук, дает свою специфическую картину. С линейными искажениями вроде бы проще. Когда слишком сильно поднят «верх» или заглушен «низ», их, по крайней мере теоретически, можно вернуть строго на место.

После понижения уровня цифровой записи на месте перегрузки остается заметная на слух «площадка», как будто сигнал прогнали через особо злой гитарный дисторшн. В профессиональных волновых редакторах ее можно еще и увидеть в окне волновой формы. Известных автору выходов из положения есть пять.

Первый: писать звук без перегрузки, но тогда придется давать запас по уровню. В зависимости от динамики сигнала и вашего пишущего дивайса это будет в среднем около 6 дБ, на акустической музыке может быть и больше. А потом, при мастеринге, слегка поправить плагинами волнового редактора. Чтобы на пиках было –0.2…–0.3 дБ.

Второй: пропускать сигнал через аппаратный компрессор/лимитер. Это специальное железное устройство, которое пропускает низкие уровни сигнала без изменения, а выше точки порога снижает коэффициент усиления. Например, нарастанию сигнала на входе на 6 дБ соответствует нарастание сигнала на выходе в 2 дБ. После компрессора звук субъективно воспринимается как более мощный. И одновременно — более однообразный, лишенный естественной динамики. Режим лимитера — жесткое ограничение пиков, собственно компрессия ограничивает уровень мягко, но начиная с –10…–20 дБ.

Третий: на каждый клиппер есть свой деклиппер. Если сигнал записан с перегрузкой, запускаем автоматическую коррекцию с помощью специального плагина. Например, Clipped Peak Restoration в программе Sound Forge. После снижения уровня пики сигнала округляются (как в математическом смысле, так и визуально), затем подвергаются лимитированию по специальному алгоритму. Запись звучит почти как новая. Если уровень превышен местами и всего лишь на пару децибелл.

Четвертый: Когда деклиппер спасает только отчасти, включаете в волновом редакторе инструмент pencil (он же карандаш, він же олівець :-)) и мышью дорисовываете поврежденную часть волновой формы так, чтобы она стала больше похожей на максимум синусоиды. Т.е. для начала убираете острые углы, как это автоматически делает плагин. Количество Undo выставьте по максимуму. Тренироваться рекомендую на резервной копии — а то еще скажете, что послушались меня и файл запороли. Шансы на спасение этим методом сильно перегруженной фонограммы может определить заранее только опытный аудиоинженер. Иногда, к сожалению, проще сдаться…

Кроме Sony Sound Forge (ранее принадлежавшего Sonic Foundry), опция рисования волновой формы есть в Steinberg WaveLab, Adobe Audition (ex-Cool Edit Pro), а также ряде других полезных программ. Пень-166 мэмэха по нынешним временам удар действительно держит слабо. Однако, IMHO, при тех же системных ресурсах лучше на нем завести старую или облегченную версию профессиональной софтины, чем очень сырую учебную утилиту. А при случае — поменяйте старый Пень на что-нибудь свежесрубленое :-).

И наконец, выход пятый. Вы заходите на сайт http://www.delback.co.uk/wavrep/ и изучаете содержание его страниц. После чего, скорее всего, качаете себе фриварную программу Wave Repair.

Естественно, по ряду своих возможностей она уступает профессиональным волновым редакторам. Например, поддерживаются только 16-битные файлы с частотой самплирования 44.1 и 48 кГц. Однако со своим основным предназначением — оцифровка старых записей, их почистка от шумов и щелчков и подготовка «вавок» для записи на CD в домашних условиях — Wave Repair справляется вполне прилично. Функция удаления щелчков ( declicking) может применяться и для восстановления попавших в область перегрузки пиков сигнала. Разработчик вполне справедливо замечает, что по удобству для домашнего пользователя его софтина превосходит ряд профессиональных продуктов более общего назначения.

Размер инсталляционного архива — всего 1 Мб, системные требования — по нынешним временам совсем детские. Любая версия Windows (95, 98, ME, NT, 2000 или XP). Разрешение дисплея 600800. Звуковая карта и жесткий диск — обязательны. Оцифрованные пластинки и кассеты вряд ли поместятся на флопе :-). Рекомендуемый процессор — Р200 ММХ и выше. Но разработчик заводил ее даже на «четверке»! После установки полная функциональность сохраняется 30 дней. Дальше (по условиям лицензии) или платится 30 условных енотов, или остается активной только функция записи и воспроизведения файлов.

Приятно вам провести время с современными и восстановленными записями! При этом давайте помнить, что любая звуковая система, и за 200 гривень, и даже за 2 миллиона хотя бы отчасти предназначена для воспроизведения Музыки. И разница результатов, кроме как от количества денег, зависит еще и от устройства головы пользователя…

С уважением,

Виктор В. Пушкар.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |