ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua















Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Музыка


Вибрируем положительно

ВикторВ.ПУШКАР
N 42 (317) 18.10.2004


В поисках Roots

Что такое народная музыка? Это когда все музыканты выходят на сцену в традиционных одеждах? Когда они играют и поют в точности, как 100 лет назад? Когда песню знает почти каждый, а автора — практически никто?

Костюмы как признак народности отбрасываем сразу. Поскольку они могут быть и просто имиджем, и частью шоу, рассчитанного в основном на туристов. 100 лет назад — точка отсчета очень условная. Вместо ста может быть 300 или 600 лет; как и что играли тогда, мы можем знать наверняка только в отдельных случаях, а чаще приблизительно догадываемся и условно реконструируем. Оставим третий вариант ответа, но сделаем поправку. Страна должна знать своих героев. Как небольшой остров Ямайка знает Боба Марлея. Более того, ученые доказали (опять эти вездесущие анонимные ученые), что в каждом городе, где его песни слушает хотя бы один человек, климат становится более теплым и влажным :-).

Да, о Марлее уже много написано, однако с кого еще начать рассказ о музыке реггей и даб? Начинающим любителям советую посетить сайт с простым адресом http://www.bobmarley.com/. Опытные любители там наверняка уже побывали. Если вы ищете корни карибской музыки — вот они. Первый альбом Марлея с группой the Wailers Catch A Fire ближе всего к «народной» разновидности реггея, называемой Roots (читается «рутс», англ. «корни»). Он записан в 1972 году под чутким руководством Ли «Скретч» Перри.

Особо замороченные фаны знают, что в ямайском издании было на две песни больше, чем в британском (1974), и совсем другой порядок вещей; а на приличном звуковом аппарате можно заметить большую разницу в альбомном саунде. Но большинству любителей достаточно того, что там есть песни Concrete Jungle, Stir It Up, Kinky Reggae.

Старый добрый реггей тридцать лет назад был почти таким, каким мы его знаем сейчас. И саунд, который смастерил для настоящей народной музыки Перри, гораздо проще испортить, чем усовершенствовать. В начале 70-х он работал практически со всеми хоть сколько-нибудь выдающимися ямайскими музыкантами. Очень интересные вещи, пожалуй, занимающие второе место в ямайских хитах всех времен после Марлея, были записаны Ли Перри с группой Upsetters.

К рутс-реггей можно отнести популярные в начале 80-х, но практически забытые Commodores и Misty in Roots. Или до сих пор популярных, а потому вновь собравшихся UB-40 ( http://www.ub40-dep.com). Хотя в составе британской «коренной» группы вместе с уроженцами Карибов играли белые музыканты, на ливерпульский брит-поп (или манчестерский хеви-метал :-) эти записи походят очень мало. Их лучшие альбомы — Present Arms и Rat In The Kitchen.

Явные следы увлечения реггей и даб можно услышать у Clash, Police, Adam и the Ants. Но это уже была реакция на интересную, приятную, однако чужую этническую музыку. Вы слышали песню I Shot the Sherif в версии Эрика Клаптона? При всем уважении к большому блюзовому гитаристу, она меня здорово насмешила. Энди Саммерс (Police) или Марко Пиррони (the Ants) приспособили ямайские гитарные рифы к своим вполне «белым» партиям куда более аккуратно.

Монарх должен быть далеким и справедливым

Что означает столь часто встречающееся в текстах Марлея слово Rastafari? Во-первых, это религия, впервые получившая распространение на Ямайке. Первым и наиболее известным вероучителем был проповедовавший более 100 лет назад в Кингстоне Маркус Гарви. Во-вторых, это один из официальных титулов императоров Эфиопии. Ras Tafari означает «правитель, которого должно убояться» (т.е. правитель, обладающий добродетелями и внушающий страх грешникам — пусть настоящие растаманы поправят, если ошибаюсь или упрощаю).

Хайле Селассие I, 225-й император своей династии, полный титул которого включал и «Царя Царей», и «Победоносного Льва Иудейского племени», а среди предков (согласно официальной версии) были упоминавшиеся в Библии царь Давид и царь Соломон, придерживался христианской веры. Но эти противоречивые факты мало смущали растаманов, если вообще смущали. При случае прочтите и убедитесь: http://debate.uvm.edu/thurnton11-98.html. Теперь нам становится яснее, о чем поется в песне Iron Lion Zion. А заодно откуда появился топоним Zion (Сион) в не совсем растаманском фильме «Матрица» :-).

Однако нашлись грешники, свободные от страха по отношению к Его Величеству. Император был свергнут группой младших офицеров, которые заявили о своем намерении строить в Эфиопии социализм. Насколько мне известно, успех этого предприятия был весьма скромным. Хотя гражданам Эфиопии (и отделившейся от нее Эритреи) виднее…

Dub me crazy

Еще раз подчеркнем наше уважение к корням и народному искусству, однако примем во внимание, что всякая музыка постепенно развивается. До появления групп, играющих реггей, на Ямайке были наиболее популярны эстрадные биг-бенды. А что было после? Если писать совсем минимально, достаточно всего трех букв: даб. Очень коротко история этого направления изложена по адресу http://www.geocities.com/EnchantedForest/Meadow/8887/.

Для тех, кто хочет узнать о дабе больше. Уже упоминавшийся Ли «Скретч» Перри (Lee 'Scratch' Perry) в свободное от записи народной музыки реггей время любил развлекаться наложением звука на катушечных магнитофонах, выстраивать радикальные эффекты на ленточных и пружинных ревербераторах и даже окуривать магнитную ленту одним из часто встречающихся на ямайских огородах растений. Конечно, здесь имеется в виду крепкий табак-самосад :-). На страницах МК однажды цитировались безумные беседы Скретча с журналистами. Очень похожие на пропущенные через убитый аппарат для нарезки магнитной ленты.

Известные песни Moses, Train Number One, Police and Thiefs существуют в самых разных миксах. А если вы послушаете дабовую версию Train Number One, внимательно следите, чтобы ваша крыша не уехала в вагоне-люкс этого самого «первого поезда». Из ранних альбомов Перри более всего рекомендую Revolution Dub (1975). Да и более поздние тоже можете послушать.

От революционной тематики снова вернемся к монархической. http://www.princefari.com/ — web-страница Prince Far I, ранее известного как Prince Cry Cry a.k.a Cry Cry (просьба отличать от артиста, ранее известного как Prince — просто Prince). Вокальная манера Prince Far I — нечто среднее между собственно пением и рэперским речитативом.

Первая запись артиста ( Psalms For I) — наложение голоса на тексты из Библии. Но попал в хиты только следующий альбом — Under Heavy Manners (1976), что очень приблизительно можно перевести как «Тяжелое поведение» :-). Вот настоящая классика даба! Известный проект Cry Tuff Dub Encounter вышел в четырех частях, почти как фильм «Звездные войны» или развлекательная книга с сиквелами. Из которых самой приятной и музыкально интересной, пожалуй, была третья. Но остальные эпизоды тоже достойны внимания.

Насильственные преступления в Кингстоне — отдельная тема разговора. На первый взгляд, далекая от музыки. Если бы среди погибших не было ряда известных своими талантами парней, включая Питера Тоша, на тот печальный момент уже бывшего гитариста The Wailers. Та же самая беда случилась и с Prince Far I в 1983 году, когда он только начал новый взлет своей музыкальной активности . Даб имел шанс стать другим. Если бы убийца промахнулся.

Кинг Табби (King Tubby) начинал свою карьеру в музыке как инженер. У него был самый крутой во всей округе усилительный аппарат и уникальные мастеровые примочки. Он обслуживал дискотеки и другие мероприятия. Возможно, включая свадьбы и похороны, о чем история умалчивает. Затем его забавы со звуковым железом постепенно приобрели самостоятельное значение и даже стали печататься на дисках. Самые лучшие альбомы Табби — Blackboard Jungle (1973), записанный совместно с Ли Перри, и Dub gone Crazy (1994).

Еще один весьма достойный упоминания артист — Mad Professor ( http://www.reggae-reviews.com/madprofessor.html). Любители традиционной карибской музыки считают его треки слишком экспериментальными. Однако благодаря этому благородному безумцу многие осознали, что черные парни тоже могут играть странную музыку. Однажды Мэд Профессору пришло письмо от бывшего скинхеда, который признался, что, послушав его записи, стал уважать черных. [Как будто господам расистам было мало Колтрейна и Сан Ра. Однако согласитесь, что редкий скинхед хорошо разбирается в джазе. В наших условиях они и индастриал редко слушают. Отдельные личности считают, что [Ц?? Он что, пропустил букву, что ли??]ой, то есть старый добрый панк, поделенный где-то на 7…8 — тоже музыкальное направление. Как говаривал почтенный Чеширский Кот: «Кто из нас более безумен, я или Пес?»]

После Mad Professor’a даже трип-хоп Трики звучит почти «правильно». А его запись с Massive Attack навела вполне очевидный и весьма прочный мост между дабом и трип-хопом 90-х. Практически вся музыка, изданная на «профессорском» лейбле Ariwa, имеет ряд положительных свойств. Начинающим рекомендуется Dub Me Crazy или It's a Mad, Mad, Mad, Mad Professor.

Последним в нашем списке, но далеко не последним по реально занимаемому им месту оказался музыкант и художественный руководитель нью-йоркского лейбла Axiom Билл Ласвелл. Даб является только одним из его интересов. Наряду с современным джазом, эмбиентом и этнической музыкой. Однако дабовые треки Билла и его друзей тоже приятны на слух http://music.hyperreal.org/labels/axiom/. Особо отметим вышедший пару лет назад альбом ремиксов Боба Марлея.

Мы танцуем реггей на морозе?

Первые попытки играть реггей в Украине относятся к концу 80-х. Это были юмористические, однако надолго попавшие в хиты песни Братив Гадюкиных и Вики Врадий (если кому-то известны другие пионеры украино-ямайской музыки, мыльте, и ваши поправки будут учтены). С тех пор и до середины 90-х во многих рок- и поп-альбомах появлялись отдельные реггей-композиции, но настоящие идейные растаманы взялись за музыкальные инструменты существенно позднее.

На сегодня в Сетке можно обнаружить отдельные следы выступлений растаманских и приближенных до духу команд the Вйо, Вася Клаб, Взрослые Дети, Properganja, а также еще ряда бендов, о которых я только слышал или читал чужие мнения. Поэтому подожду, пока будет возможность услышать самому. Лично мне все равно, что или кто вдохновляет участников этих команд на музыкальные подвиги. Важен результат. У кого-то лучше саунд и уверенней бегают пальцы по струнам, у кого-то приятнее мелодии, круче текста, больше драйва или просто забавнее имидж. Вряд ли пипл станет свистеть и топать ногами от того, что парни из континентальной страны с длинной зимой в 2004-м году играют немного иначе, чем коренные ямайцы в 1974-м. Просто Roots у них разные.

Даб в чистом виде в Украине тоже встречается достаточно редко. Могу назвать разве что киевский проект VZЯL («Взял»). Или вспомнить пару композиций Foa Hoka, где дилеи звучат как самостоятельные музыкальные инструменты. Хотя отдельные элементы даба можно услышать у многих команд самых разных направлений.

Первый очевидный факт заключается в том, что реггей у нас играют, и его иногда можно с удовольствием послушать в клубах. Второй — что украинского сайта, где можно найти более-менее упорядоченную информацию об этой музыке на одном из понятных местным жителям языков, на сегодня обнаружить не удается. Конечно, я имею в виду ямайский вариант английского :-). Dis is no good, rasta. Бросьте линк в мыльницу, если сайт качественный — упомяну в своих заметках.

Поносите пару дней настоящий трехцветный берет с растаманскими зелеными или оранжевыми очками, и вы поймете, зачем нужны дилеи с реверами. Возможно, также вы поймете, сколь гнусен звучащий из клавишной пэ-эс-эрки мидюк с песней «Мурка». Также возможно, что вы уже это понимаете.

Современные исполнители эмбиента, пост-рока, лаунжа явно кое-что позаимствовали у старых мастеров даба. Надеюсь, им это пойдет на пользу…







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |