ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua











Карта Киева
автосалоны
диски
литые диски
шины
Антивірус Касперського



Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Железо


Любите колонки источник саунда! 2

Виктор В.ПУШКАР
N 46 (321) 15.11.2004


Собравший правильный динамик — да вставит его в правильный корпус. И да подключит к качественному усилителю. И да подаст на вход сигнал, ласкающий Уши…

В первой части наших заметок (см. МК №44 (319)) мы вспомнили, как работает динамик. У внимательного, но поверхностно знакомого с акустикой читателя может возникнуть пара дополнительных вопросов. Опережая события, постараюсь на них ответить.

— Если электрический сигнал можно преобразовать в звук с помощью одного динамика, зачем нужно этот самый динамик помещать в корпус?

Дело в том, что задняя и передняя поверхность диффузора излучают звук с фазовым сдвигом. То есть, можно его, конечно, и без корпуса на прищепках повесить, или к стене приклеить (к потолку лучше не надо, может упасть на голову :-)), но тогда ряд частот приходит к слушателю в противофазе. Благодаря закрытому корпусу динамик приобретает относительно ровную частотную характеристику. А чтобы лучше передавался низ, в корпусе делают фазоинвертор. Это дополнительный резонатор, настроенный на частоту чуть ниже основного резонанса динамика.

— Какая форма корпуса является оптимальной?

С точки зрения акустики, чем больше корпус, тем лучше. В мелком корпусе динамик начинает «задыхаться», поскольку поверхность, излучающая звуковые колебания внутрь корпуса, нагружена на значительно большее акустическое сопротивление, чем работающая наружу. Получаются повышенные нелинейные искажения. А с точки зрения экономии места в помещении, корпус должен быть поменьше. Ведь далеко не все пользователи живут в замках или на ранчо. И даже свой кабинет в офисе есть только у некоторых.

Классический дизайн колонок, давно проверенный всяческой электроникой — это передняя панель, высота которой примерно вдвое больше ширины, а глубина корпуса чуть больше или чуть меньше ширины передней панели. Конечно, здесь возможны эксперименты. Можно соорудить корпус в виде слегка модифицированной в Фотошопе буквы Зю, или заключить динамик в элегантную серебристую сферу. Но колонки в подобном «космическом» дизайне чаще забавны для глаз, чем приятны для слуха. С низом полная ерунда выходит. Традиционный деревянный корпус и смотрится хорошо, и звучит качественно. Разумеется, если внутрь поместить нормальный динамик.

Из портативных колонок вы услышите в лучшем случае 80…100 Гц по низу, и для большинства жанров музыки это означает исчезновение из саунда самого интересного. Поэтому качественный и в то же время небольшой по размеру комплект железа должен включать сабвуфер — девайс, на который подаются только низкие частоты. Одна большая колонка и две мелких занимают меньше места, чем две больших колонки в традиционном дизайне. Их легче разместить на ограниченной площади, а при случае — носить в рюкзаке или перевозить на заднем сидении автомобиля.

— Для чего в одном корпусе размещают несколько динамиков?

Насчет низкочастотного резонанса читатели уже поняли. А что ограничивает частотку динамика «сверху»? Снова противофаза. Если длина волны намного меньше диаметра излучающей поверхности, мы получаем фазовый сдвиг между излучением от разных ее частей и крайне неравномерную частотку. Можно слегка поправить положение, добавив высокочастотный конус, однако добиться от большого динамика воспроизведения суперверха даже с его помощью удается не всегда.

Что будем делать? Подавать на динамик только «родной» диапазон частот. Сигнал разделяется на две или три полосы (в профессиональных системах — иногда на четыре), и на каждую из них приходится свой динамик (или динамики). Основной проблемой здесь является согласование фаз; нужны точно настроенные фильтры. Если они настроены кое-как, и пищалка (ВЧ-динамик) поставлена в колонку скорее для успокоения юзера, что-де будут вам высокие частоты, пусть лучше система состоит из колонок-сателлитов с одним динамиком и уже упомянутого сабвуфера для НЧ.

[В этот момент на сцене в сопровождении хора вампиров появляется Великий и Ужасный. Его глаза безумно блестят.

— Вы хотите супер-низа?

— Даааа! — орет в ответ публика.

— Вы его получите. (Великий и Ужасный жмет на клавишу. Вступают голоса вампиров)]

— Что такое «усилитель мощности»?

Это прибор, к которому на вход подключается источник звукового сигнала. Проигрыватель компактов или DVD, компьютерная звуковая карта, аналоговый магнитофон или проигрыватель винила. А также практически любой другой звуковой девайс. К его выходу подключаются колонки. В простом комплекте домашней аппаратуры усилитель может находиться внутри активных колонок. Это удобнее тем, что в квартире меньше проводов, а еще тем, что встроенный усилитель наверняка более-менее согласован по характеристикам с динамиками, на которые он работает, притом по качеству он сравним с железом, продающимся в виде отдельного блока. (В жизни бывает всякое, но патологию мы рассмотрим чуть позже — прим. автора.)

Характеристики, на которые следует обратить внимание в первую очередь:

• номинальная мощность. Она должна быть чуть меньше, чем у колонок, на которые работает наш прибор. Напомню, мощность зависит от сопротивления нагрузки. Т.е. усилитель, выдающий 100 Вт на 8 Ом, может случайно вывести из строя 4-омные колонки той же мощности. В каждом правильном усилителе есть защита от перегрузок, и лучше, чтобы она сработала раньше, чем сгорит ВЧ-динамик. Впрочем, есть и другой редкий, но весьма малоприятный вариант. Когда защита срабатывает почем зря каждые 10 минут.

• коэффициент гармоник. Разницу между прибором с коэффициентом гармоник 0.1% и 0.01% слышат практически все любители, и только для людей с особо тренированным слухом имеет значение разница между 0.01% и 0.001%. Поэтому практически все усилители класса Hi-Fi имеют нелинейные искажения порядка сотых долей процента. Исключение — ламповые усилители. Поскольку имеет большое значение, как распределяются гармоники, насколько грязнее звучат высокие по сравнению со средними и — напомним еще раз — насколько усилитель «дружит» с колонками. Также заметим, что коэффициент гармоник, измеренный только на частоте 1 кГц, характеризует звучание менее явно, чем максимальный коэффицент гармоник в рабочем диапазоне частот.

Соответствие аппарата требованиям класа Hi-Fi — это уже что-то. Однако только часть вписывающейся в них аппаратуры действительно хорошо звучит. Поэтому мы можем отнестись к термину Hi-Fi со всей серьезностью. А можем добавить идеому «So what…» которая приблизительно переводится суржиковым «Ну и шо?» И шо такое, шо у вас тут за хай-фай, он же все равно так звучит, как мое старое радио в плохую погоду :-)?

При покупке усилителя желательно какое-то время «погонять» его на полной громкости. Однако, если вы занесли его в помещение с холода или дождя, сначала выдержите в нормальных условиях. Мощные транзисторы не любят перепадов температуры и влажности еще сильнее, чем цифровые микросхемы компах. А после — пусть сутки просто постоит включенным. Если ему суждено умереть, пусть умрет в течение пары дней, пока можно сразу обменять в магазине. А если выдержит — скорее всего, проживет очень долго.

— Что такое Hi-End и прочий [ик… ик… — простите, господа, это я пытаюсь сказать иксклюзифф]?

В конце 70-х, когда технические характеристики известной на то время звуковой аппаратуры практически достигли своих разумных пределов, и практически у каждого замороченного меломана уже были замечательный Hi-Fi усилитель, виниловая вертушка и магнитофон с гарантией на 10 лет, маркетологи задумались: как дальше поддерживать достигнутые объемы продаж? Чем еще удивить человека, который год назад купил самый лучший по техническим характеристикам усилок?

Давайте взывать не к разуму, а к эмоциям, предложили они. Так легче «впарить» то, что пользователю, мягко говоря, не совсем нужно с рациональной точки зрения. И вместо дальнейшего повышения технических характеристик, на котором больше зарабатывали инженеры, чем менеджеры по связям с общественностью, разработали фразеологию Hi-End. С тех пор весьма среднего качества усилитель может продаваться дороже, чем очень качественный. Если он хорошо вписывается в интерьер гостиной. А его заоблачная цена характеризует хозяина как очень зажиточного человека с причудами. Однако если владельца домашней аппаратуры ценой в приличный джип посещает другой весьма зажиточный человек, иногда становится слишком очевидным, что одному из них в молодости сильно наступили на оба уха. Слоны? Или это были другие животные? Хотя, конечно, в семье Hi-End встречаются исключения. Например, ламповые усилители. Или колонки, в точности такие, как стояли 40 лет назад в студии Фрэнка Заппы. Кто слушал акустическую музыку на настоящем Hi-End, вполне мог заметить и разницу в качестве.

Но продолжим рассмотрение вопроса с эмоциональной точки зрения. Домашняя аппаратура скорее служит для того, чтобы утешать нас в печали, а в радости еще больше радовать. Разве мы живем для того, чтобы копить деньги, оплачивать счета, а затем из последних сил казаться окружающим «дорогими» парнями и девушками? Вы только посмотрите, посмотрите, какие на этом музыкальном центре дивные позолоченные псевдосенсоры. В тон зубным протезам потенциального владельца :-). Все равно миллионерша Вандербильдиха вряд ли оценит героические гламурообразущие усилия Эллочки-людоедки по достоинству. Даже если совершенно случайно ее дивная белоснежная яхта поднимется по Днепру именно в тот момент, когда Эллочка будет выгуливать вдоль набережной все свои нажитые тяжким трудом модные гаджеты.

— И все-таки, сколько нам нужно каналов?

Практика подтверждает, что разумный минимум — это два канала. С их помощью можно передавать расположение звука в двух направлениях — «левее-правее» и «ближе-дальше». Для этого достаточно сделать нормальный стереомикс и усадить слушателя лицом к колонкам. Если вы находитесь в своем личном домашнем кинотеатре (или концертном зале), мысленно проведите линию, соединяющую лицевые панели колонок, и расположитесь на перпендикуляре, идущем от середины этой линии.

Уверенно заметная разница между стерео и многоканальным звуком получается при количестве каналов от четырех и более. Если в каждый канал подается свой микс. Кодеки типа surround аппаратно преобразуют стерео с помощью фазовых сдвигов в 4, 6 или 7 не совсем самостоятельных каналов. Разница с обычным двухканальным сигналом заметна, но лично меня она чаще напрягает, чем радует. Зато системы Dolby 5.1 и Dolby 7.1 работают на настоящем многоканальном звуке. Поэтому кинематографический паровоз в Dolby 5.1 может не только проехать справа налево, но и реалистично пролететь над головой благодарного слушателя :-).

Разница между 5.1 и 7.1 тоже бывает заметна. Если под 7.1 сделан специальный микс. Тогда источник звука точнее локализуется перед слушателем, и получается более правильное пространственное впечатление. Система 6.1 практически лишена преимуществ перед 5.1. На дополнительный тыловой динамик подается сумма сигналов основной тыловой пары. А смысл заключается в всего лишь в том, чтобы продать юзеру на одну колонку больше.

Возможно, отдельные места из этих заметок напомнят уже написанное мной пару лет назад. Однако с тех пор у МК отчасти поменялась аудитория и сильно — предложение продаваемого в Украине железа. Да и сам автор слегка поменялся. Будем считать, что я написал свою версию 2.0 Часто Задаваемых Вопросов о Звуковом Железе. В следующем номере читайте ее заключительную часть. И будем надеяться, что следующая версия тоже со временем выйдет. Для этого — мыльте автору. Спрашивайте…







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |