ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua











Карта Киева
автосалоны
диски
литые диски
шины
Антивірус Касперського



Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Железо


Любите колонки источник саунда 3

Виктор В. Пушкар
N 52 (327) 27.12.2004


Сегодня Имеющий Уши отвечает на ряд вопросов, полученных по электронной почте, а также заданных в реале читателями первых двух частей этих заметок. И, в общем и целом, подводит итог написанному о столь любимом нами предмете.

Здравствуйте Виктор!

«Имеющий уши» — была и остается одной из моих самых любимых рубрик в МК. Недавно прочитал Вашу статью «Любите колонки — источник саунда!». Во второй части статьи читаем: — «Разницу между прибором (имеется в виду, как я понял, усилитель) с коэффициентом гармоник 0,1% и 0,01% слышат практически все любители, и только для людей с особо тренированным слухом имеет значение разница между 0,01% и 0,001%.» Как известно, коэффициент гармоник динамиков измеряется далеко не в десятых, и тем более, сотых долях процента. Даже у лучших моделей, этот самый коэффициент нередко доходит до 10%. Так вот вопрос: как можно на фоне этих 10%, которые выдает динамик, услышать 0,1% и тем более 0,001%, которые выдает усилитель?

Здравствуйте и Вы!

Эту разницу действительно можно заметить. Дело в том, что у каждой разновидности приборов — свой характерный «букет» искажений. Он зависит как от самой схемы, так и от особенностей ее реализации. А также, частично, от того, кто собирал усилитель и что он кушал (пил, курил) вечером предыдущего дня.

Способность различать подобные явления можно развивать, регулярно слушая музыку на разных аппаратах, при этом обращая внимание как на собственно материальную часть, так и на проистекающие из нее звуки. Даже если ваша работа не связана с музыкой и аудиоаппаратурой, это один из способов приятно провести время.

Очень коротко насчет нелинейных. Типичный транзисторный усилитель, или усилитель, собранный на интегральных микросхемах, добавляет в сигнал искажения, которые естественным путем в человеческом ухе возникают только при приближении к болевому порогу. Речь идет о высших гармониках, т.е. составляющих, равных частоте сигнала, помноженной на 5, 6 и более раз. Динамик добавляет в основном вторую гармонику, т.е. сигнал с частотой вдвое больше исходной. Почти так же «поступает» ухо со звуками от естественных источников.

Особо замороченные люди свой любимый усилок иногда узнают даже с завязанными глазами. Как гитаристы узнают звук разных комбиков и педалей эффектов. Наиболее универсальный усилитель обладает совсем нейтральным звучанием, т.е. практически отказывается искажать музыку. Лично мне нравятся приборы именно такого свойства. Но ряд любителей найдет совсем чистый звук несколько скучным. Вот если бы добавить чуть-чуть лампового «запирания» в духе 50-х. Или даже транзисторного, слегка «пластмассового», как на рейв-вечерине в середине 90х…

А теперь — УГОЛОК МАНЬЯКА.

Наиболее распространенные бытовые усилители делятся на классы в зависимости от того, как они обрабатывают сигнал. Самый старый и заслуженный — класс А. Он работает с однополярным питанием и очень качественно передает сигналы с низким уровнем. Недостаток — большое потребление энергии, слишком большая для современной музыки инерционность. Идеально подходит для очень старых записей, вокальной и камерной музыки.

Класс В имеет двухполярное питание. Он делит сигнал на два полупериода, которые усиливаются раздельно и смешиваются на выходе. В результате — меньше потребляемая мощность. Лучше воспроизводит музыку с ограниченной динамикой и быстрым нарастанием сигнала (например, тяжелый рок). Однако на тихих пассажах очень заметны характерные искажения.

Поэтому многие качественные усилители делают в классе АВ. Это примерно то же, что и класс А, однако они имеют смещенный «ноль», т.е. точку перехода от положительного полупериода к отрицательному. Как вариант — при низком уровне сигнала усилитель работает в классе А, при высоком — постепенно переходит к АВ, а дальше — срабатывает защита. Пусть слегка остынет :-). Есть и другие классы усилителей, впрочем, значительно реже применяемые в бытовой звуковой аппаратуре.

Рекомендации в этом Уголке носят очень общий характер. Ведь усилитель каждого из рассмотренных классов может собираться на разной элементной базе, больше или меньше нуждаться в квалифицированной настройке, и в разной степени ей поддаваться. Чтобы окончательно понять, подходит ли прибор для вашей любимой музыки — слушайте. Желательно — сразу комплект, состоящий из усилителя и колонок. Может быть, вас более всего устроит пара гитарных комбиков со встроенными фузами или мегафонов типа «матюгальник» :-)?

ВЫХОД ИЗ УГОЛКА МАНЬЯКА

Теперь — снова о колонках. Насчет 10% нелинейных у лучших моделей, это явное преувеличение. У нормальной двухполоски коэффициент гармоник достигает 3…5% в обычном режиме работы, у очень качественных — менее 1%. Во всем диапазоне частот! 10% и больше выдают колонки с плохо сконструированным корпусом, либо с несколько «левыми» динамиками. Коэффициент нелинейных искажений зависит от частоты и существенно увеличивается при приближении к основному резонансу динамика.

Кроме рассмотренных во второй части наших заметок особенностей, корпус должен быть максимально жестким, и обеспечивать надежное крепление динамика. Эти условия можно выполнить, используя как дерево, так и специальные составы пластмассы. Однако в моей практике почему-то получается, что «в среднем» прибор в деревянном корпусе ведет себя несколько лучше. Чему мы можем найти ряд объяснений как вполне рационального, так и эзотерического характера.

В старые времена в журнале «Радио» регулярно публиковались советы по улучшению качества звучания колонок. Чаще всего предлагалось сделать в закрытом корпусе фазоинвертор либо переделать фильтр для правильного распределения звука между динамиками. Т.е. точного их согласования по частоте и по фазе. Можно, конечно, пойти и таким путем. А то и вовсе «с нуля» рассчитать колонки, чтобы затем их самостоятельно собрать вполне доступными в домашнем хозяйстве инструментами — паяльник, электродрель, отвертки. Есть на свете люди, кому это занятие покажется сколь интересным, столь же и поучительным.

Однако, во-первых, положительный результат гарантирован только тем, кто внимательно читал книги по акустике, и только после существенных затрат времени и денег. Динамики, материал для корпуса, фильтры.

Во-вторых, большинству наших читателей покажется более привлекательной идея написания программного эмулятора больших колонок для использования в комплекте с очень мелкими. Или хотя бы активного юзания уже написанного другим человеком. Представляете себе — навесил такую софтину на РС-спикер, и получил целый домашний кинотеатр. Если вы знаете, как это делается, обязательно расскажите :-).

В-третьих, мы с вами живем с стране, уже практически создавшей материальную базу капитализма. На каждого человека, желающего себе приобрести определенную вещь, найдется как минимум один желающий эту вещь продать. А на продавца — возможно, украинский производитель и разработчик аппаратуры. Правда, найдется еще пять-шесть персонажей, желающих убедить всех участников процесса, что не в качестве звука счастье, и не в надежности, и не в удобстве эксплуатации; и на самом деле им нужно нечто совсем другое. Например, продать всем желающим глубокое убеждение, что у них уже есть крутая звуковая система. Но о гнусных спамерах и приравниваемых к ним персонажах — разговор отдельный.

Вернемся к нашим дивайсам и рассмотрим один из часто задаваемых вопросов — соединительные кабели. Обязательно ли применять что-то из совсем дорогих и ик…ик…[это я снова пытаюсь произнести слово иксклюзиффных]? Исключительно на ваше усмотрение. Вряд ли кусок изолированного многожильного кабеля должен стоить на уровне соединяемых им приборов. Однако столь же нерационально коннектить нормальные звуковые аппараты каким-нибудь куском старого телефонного провода.

Основным требованием к звуковому кабелю является низкое сопротивление. Например, у нас есть колонка сопротивлением 4 Ом, и «звуковое» кабло с таким же сопротивлением. Тогда отдаваемая усилителем мощность делится пополам. К примеру, 50 из 100 Вт уходит на нагрев этого самого куска провода. Сопротивление кабеля определяется путем его замера тестером. Напомним, что оно прямо пропорционально длине и обратно пропорционально площади сечения. Т.е. кабель должен быть в разумных пределах толст, а длина его — приближаться к расстоянию между усилителем и колонкой. Гибкий — лучше, чем жесткий, поскольку жесткий будет ломаться. Да и хуже коннектиться к разъемам.

Домашний кинотеатр обычно комплектуется «родным» комплектом кабелей, где написано, что и куда включать. Однако обратите внимание на полярность. Если вы перепутали ее на левой фронтальной колонке, перепутайте и на правой. Затем тщательно повторите операцию для тыловой пары, сабвуфера и центральной колонки :-). Поскольку включение симметрично, результат будет точно таким же, как если бы вы соединили все правильно.

Счастливого прослушивания. И просмотра тоже.

Sape






Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |