ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua











Карта Киева
автосалоны
литые диски
шины



Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Софт


Возвращение Одиссея

Виктор В. ПУШКАР
N 7 (334) 14.02.2005


Читателей, интересующихся электронной музыкой, а также инструментами, на которых эту музыку играют, нет-нет да и всколыхнет очередная новость: мол, наконец-то вышла новая клавишная рабочая станция. У которой еще больше памяти для волновых форм, еще больше ячеек для записи тембров, еще больше одновременно воспроизводимых секвенсором нот. И даже конверторы на эту самую рабочую станцию наконец поставили человеческие. Т.е. на уровне качественной компьютерной звуковой карты.
И вот, теперь звучание инструмента существенно улучшилось, т.е. стало заметно другим; но в то же время еще больше соответствует стандартам отрасли, т.е. стало сильнее напоминать уже давно известный нам саунд, которым уже лет пять, а то и десять пользуется кто придется. И, дескать, именно поэтому после выхода новой рабочей станции жить музыкантам-электронщикам станет лучше, и даже в определенном смысле веселее.
Но становится ли веселее жизнь слушателей музыки, сыгранной на новомодных клавишных монстрах — по легенде, все более мощных, все более продвинутых и легко прогибающихся под владельца? Слушая сделанные с их помощью записи, скорее думаешь о том, что и клавиши, и опусы, и даже сами музыканты все точнее вписываются в стандарты индустрии. Где шаг влево, равно как и шаг вправо, считаются попыткой к бегству из шоу-бизнеса. А как насчет совершить прыжок на месте, или даже слегка вернуться назад?

Когда-то звук клавишных очень сильно зависел от умения музыканта правильно выкрутить на них ручки, и именно поэтому был связан с индивидуальностью артиста. В мануале вместе со способом быстрого вызова пресета, а то и вместо него, описывался способ программирования тембра, похожего на злополучное пиано №1. Также по умолчанию предполагалось, что пользователь станет иногда программировать звуки, очень мало похожие на пиано №1.

Это были 70-е и начало 80-х. Один из культовых инструментов тех лет — Minimoog — известен практически каждому любителю. О профессионалах пока что скромно умолчим. Пару лет назад под чутким руководством того самого Роберта Муга даже возобновлено производство модели на основе классической. Клавиша пользуется устойчивым спросом. Да я и сам при случае поиграю на настоящем Муге.

В прошлом году возобновил производство аналоговых синтезаторов еще один известный старый мастер — Дон Букла. Цены на модули Buchla 200е, по нашим понятиям, кусаются достаточно сильно. Однако в США музыканты и побогаче, и посильнее избалованы жирным аналоговым саундом. Настоящий американский синтезаторщик скорее поп-корн станет кушать без масла, чем недовложит в свою музыку лампового и транзисторного «жира» :-).

Что касается программных эмуляторов клавишных инструментов, клонирование Minimoog’а одно время было одним из самых общих мест. С заслуживающей лучшего применения регулярностью выходила очередная софтина с тремя генераторами, одним фильтром и одним усилителем. И сколь была похожа на своего железного предка интерфейсом, столь же отличалась своим картонным «аналоговым» звучанием.

Так обстояли дела до появления технологии моделирования компонентов. Здесь основная мысль заключается в том, чтобы вместо описания генератора синусоиды программист описывал каждый из элементов, отвечающих за ее генерирование в реальном аналоговом синтезаторе. Чтобы, к примеру, транзисторы слегка шумели и «запирали», а конденсаторы слегка пропускали постоянный ток. Таким образом можно смоделировать любой инструмент с любой требуемой точностью. Вплоть до его поведения при нагревании и повышении влажности. И даже изменения звучания после ремонта умельцем из местного Дома быта, который заменил «фирмовую» микросхему наиболее подходящей из имевшихся на базаре :-).

Однако, что это нас зациклило на одной клавише, пусть даже очень заслуженной, — спросит читатель. И будет отчасти прав. Ведь в список культовых инструментов того времени входит как минимум еще и ARР с его моделями 2600 и 2800 (более известной как Odyssey). Одни считали Odyssey основным конкурентом Minimoog, т.к. стоили эти синтезаторы почти одинаковых денег и обладали примерно одинаковым количеством ручек. Другие справедливо считали, что у этих инструментов очень разный характер саунда.

На Minimoog легче получаются плотные тембры, без особо острых углов и шероховатостей. Они больше располагают к спокойным и лирическим партиям. Либо — к ровным танцевальным ритмам. На Odyssey чаще игралось что-нибудь крайне загадочное, «космическое», либо крайне резкое, даже слегка истеричное. Но это мое субъективное мнение. Однако есть и объективные различия: в Минимуге три генератора, а в Одиссее — два. Зато в ARP 2800 намного больше выбор волновых форм и хитрее (значит — удачнее) включен генератор шума.

Несколько более подробную информацию мы можем получить по адресу http://www.overacker.com/ody/arpodyssey.html. По жанру это более всего походит на заметки фаната ARP, однако можно среди юзерских восторгов найти и кое-что из фактов.

Например, что у ARP 2600/2800, по сравнению с аналогами от Moog, были более стабильные генераторы, или что вместо обычных для клавиш того времени пяти-шести пресетных волновых форм задавалось почти неограниченное их количество с помощью параметра PWM — модуляции ширины импульса. ARP иногда можно было даже выносить на сцену и включать в аппарат без предварительной настройки. Кто играл на старых аналоговых инструментах, особенно на их советских клонах, умеет ценить стабильность генераторов :-).

2600 являлся более старшей моделью линейки. Там был еще третий генератор, а алгоритм подключения модулей менялся с помощью патч-кабелей. Это был один из первых синтезаторов с полумодулярной (semimodular) структурой и полифонией в два голоса. В 2800 (Одиссее) блок-схема фиксирована, но прочие полезные функции оставлены.

Уголок маньяка

Здесь могут удивиться пользователи современных рабочий станций, звуковушек, учебных пластмассовых «самограев» и даже мобилок с полифоническим околомузыкальным движком. Как может сделаться культовым инструмент, на котором даже мажорное трезвучие не берется?

Напомним читателям, что у большинства духовых инструментов количество одновременно воспроизводимых нот равно единице. Кроме того, как говаривал один мой друг, лет 15 назад бывший культовым рок-музыкантом в Киеве и кое-где за его пределами, у идеального синтезаторщика должно быть по два пальца на каждой руке. Если, конечно, он не играет на цифровой клавише серии DX или CZ, воспроизводящей до восьми нот.

Сколько же пальцев должно вырасти у человека, купившего себе самплерный модуль или звуковушку с «полифонией» 256? И где их придется размещать, за отсутствием свободного места на ладони? Эдак еще придется выделять для пальцев пару дополнительных IRQ, только чтобы перестать в них путаться…

Однако будем считать, что дело скорее в уместности каждой из этих нот, чем в количестве аудиопотоков, одновременно вливаемых в слуховые анализаторы. Господа эстрадные аранжировщики, авторы мелодий для караоке, мобилок, офисных АТС и сборных попсовых концертов, спасите наши уши от избыточного количества партий! А взамен дайте повышенное качество каждой ноты.

Выход из Уголка маньяка

В результате главный герой наших заметок продавался лучше, чем Minimoog, а доля всех инструментов ARP на американском рынке, где уже тогда было достаточно интересных моделей, составляла около 40%. Только к началу 80-х дела пошли на спад. Отчасти из-за появления более дешевых моделей Korg и Roland, отчасти из-за ошибок руководства фирмы.

Однако среди владельцев Odyssey были замечены очень разные артисты. Джазмены Херби Хенкок и Чик Кориа, синтезаторщики Tangerine Dream и Жан-Мишель Жар, АBBА, ELO, Гери Ньюмен, Ultravox, 808 State. Список можно продолжить.

В общем, если вы любите экспериментировать с тембром, однако тесной дружбе с электроакустикой предпочитаете интуитивное кручение ручек, Одиссей вам почти наверняка понравится. Где же его взять, древнее чудо враждебной техники?

http://www.hollowsun.com/vintage/odyssey — самплы оригинального инструмента. Загрузить и послушать можно бесплатно. А как насчет покрутить ручки самостоятельно? Надеюсь, программный эмулятор, сделанный по технологии моделирования компонентов, читателя тоже отчасти спасет.

На сайте http://www.gmediamusic.com/ мы находим искомое — виртуальный синтезатор Oddity, разработанный и выпущенный фирмой GMedia. Поддерживает интерфейсы VST и DXi, запускается практически на любом компе, где центральный процессор поддерживает инструкции SSE, однако желательно иметь как минимум P-IV либо Athlon XP. Стабильность работы в основном определяется быстодействием процессора, а задержка при игре в реальном времени — еще и драйверами звуковой карты. Большинство пользователей Oddity захотят интегрировать его с секвенсором, поскольку редкий маньяк запишет все нужные в саунде партии на одном двухголосом синтезаторе. Выходит, система должна заодно обеспечивать и поддержку многоканальной записи.

В отличие от оригинала, в Oddity есть управление пресетами. Так что можно добавлять пользовательские тембры. Качните, послушайте демку, запрограммируйте пару своих звуков. И после этого прочтете продолжение наших заметок о настоящих вирутальных аналоговых инструментах.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |