ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua















Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Прочее


Имеющий уши в поисках злоумышленников

Виктор В. ПУШКАР
N 14 (341) 04.04.2005


Виктор В. помогает читателям выяснить, кто и зачем срезает «верх» на компакт-дисках. А также ловит человека, странным образом использующего волновой редактор.

Справа про зрізані вершки

Здрастуйте, шановний Віктор В. Така розповідь і в ній питання.

«Реггі так багато і водночас так мало», тому я інколи змушений робити знайомим замовлення на запис на cd-r. Приходжу, дивлюся каталог електроніки (шукаю даб). Так там у них декілька тисяч альбомів чи «альбомів». Замовив, дивлюся, а в Cool Edit аналізатор спектру показує приблизно таку ж картину як і в mp3-файлах: рівень високих частот різко спадає (в одному альбомі після 16 КГц, в іншому — після 18 КГц) і інколи «дригається», коли високих частот стає вже багато.

Різниці наче й не чутно на моєму обладнанні, але такий значний психологічний фактор. Власне, оригіналу не було, значить, і не було з чим порівнювати :-). Я порівнював з альбомами тих же виконавців на звичних лізензійних аудіо cd, так там високі частоти плавно спадають до 22 КГц. (Хоча продавці стверджують, що це «переписано з оригінальних дисків»).

Я купив би ліцензійний перевиданий в нас cd, але їх практично не стало, що вдієш, лише фірмові, за $20, а я таких поки не можу собі дозволити. Отже моя теорія така: щоб не зберігати тисячі дисків, злі продавці зберігають свої архіви в форматі mp3 з бітрейтом 256–320 Kbps. Так питання полягає от в чому: наскільки реалістична моя теорія, і як імовірно, що в саунді так безсоромно обрізані «вершки» :-) ще в процесі виготовлення альбому?

Заздалегідь вдячний читач,

Кислий Дмитро.

Здрастуйте и Ви, Дмитро.

Давайте для начала выясним — насколько нужен супер-верх на компакт-дисках. Частоты в диапазоне выше 10…12 кГц несут только дополнительную информацию о звуке, их можно очень условно соотнести с наблюдаемым визуально «блеском» (англ. — brilliance); например, это шумовые призвуки ударных и струнных инструментов, щелчки на участке атаки у клавесина. В обычных акустических условиях (для наших читателей с других планет уточним — в нижних слоях атмосферы Земли :-)) их можно услышать, только находясь достаточно близко к инструменту, и только в определенных направлениях.

Поэтому долгое время:

• фонограммы и аппараты для их воспроизведения выдавали максимум 10 кГц по верху, уже 15 кГц считались своеобразным «запасом прочности»;

• акустика залов рассчитывалась без учета верхнего диапазона;

• любители и профессионалы старой школы до сих пор поругиваются, услышав «варварский» саунд с подчеркнутым супер-верхом. Хотя это скорее дело вкуса, чем единый стандарт индустрии. Наш инструмент — как хотим, так и вызвучиваем :-).

Рассчитанный на виниловые диски эталонный звук 70-х уже предполагал, что юзерский звуковой аппарат нормально воспроизводит диапазон до 15 кГц. Более поздние требования учитывают, что в районе 20 кГц находится частота среза аппаратных фильтров высокого порядка, установленных в любой нормальной компакт-вертушке. Иначе цифро-аналоговый преобразователь будет выдавать повышенный уровень искажений. При мастеринге супер-верх слегка подрезается, чтобы фильтрам оставалось меньше работы. Опять же — как правило, подрезается. Кто-то хочет, чтобы фонограмма громко звучала в приемнике за 20 гривень, кто-то — чтобы свистела и бумкала на дискотечной аппаратуре, а кто-то просто плохо понимает принцип работы вертушки.

Дальше дорога раздвояицца, т.е. делится на две по определению неравные ветки. Первая ведет нас к эмпешке, предназначенной для любителей активного образа жизни с мелкими гаджетами за поясом. А также для любителей набросать почти полный винт музыки, чтобы приятнее работалось на его оставшейся части. Хотя радиоприемник пока что получается по определению дешевле, есть такой странный пипл, составляющий себе индивидуальную развлекательную программу. И чем дальше от него безусловно правильный персонаж в радиорубке, формирующий горячую любовь широких масс к единственно заслуживающим популярности звездунам и звездушкам эстрады :-), тем больше желающих перейти в категорию слушателей MP3.

Качество звучания эмпешки, пожатой нормальным кодеком с битрейтом 256 Kbps и выше, действительно примерно соответствует записи на хороший кассетный магнитофон. Чтобы заметить разницу с исходником в CD-audio, нужен достаточно приличный усилитель и колонки. Заметим, есть достаточно много устройств, в которых оригинал и компрессированная копия звучат практически одинаково. За счет того, что слабовато воспроизводятся компакты. Особенно этим отличается ряд моделей комбинированных проигрывателей CD и MP3, где сигнал компакт-диска попадает в конверторы через кодек. А работа кодека изначально оптимизирована под эмпешку. Можно завести сразу на конверторы, но зачем, если и без этих Hi-Fi-заморочек «пипл хавает»…

Что теряется при кодировании? Ряд особенностей нарастания и затухания звука, ряд пространственных эффектов. Если самые высокие частоты исчезают и появляются периодически, то, что Дмитро наблюдал на спектроанализаторе, действительно похоже на последствия пропускания сигнала через кодек. Если они просто статически срезаны фильтром с 16 или 18 кГц, очень может быть, что так было в оригинале. Поживите лет 30 на Ямайке, и тогда посмотрим, как вы будете мастерить записи.

Так что вопрос, добрые или злые парни записывают CD-R, остается открытым. В Украине появятся относительно дешевые лицензионные диски только в том случае, если кто-то займется получением авторских прав на их выпуск. Например, бывшие «аудиопираты». Однако, если знать процедуру получения этих самых лицензий и акцизных марок, выходит, что получать их будут в первую очередь на продукт для широкой аудитории, продающийся десятками и сотнями тысяч. Мелкие лейблы и печатающиеся на них артисты пока что останутся в стороне от процесса. А конечный пользователь будет выбирать. Или лицензионное, но попсовое и скучное, как эстрадные пластинки фирмы «Мелодия» в советское время. Или интересное, но по 20 условных енотов. А кто-то тем временем продолжит качать эмпешки и перебивать фирмовые диски на CD-R. Исключительно для личного пользования, в образовательных и просветительских целях. Запретить? Давайте заодно запретим и Интернет. Потому что в нем встречаются неприличные картинки. И автомобили запретим. Они людей сбивают.

Внимательный читатель заметил, что разговор шел о двух «ветках», или путях развития аппаратуры. Второй путь, менее явный, заключается в дальнейшем повышении, углублении и совершенствовании. Вместо двух каналов выдаем сигнал в шесть или восемь, частоту самплирования поднимаем до 96 кГц, вместо стандартных для ранней цифровой аппаратуры 16 бит переходим на 24, а спецэффекты просчитываем 64-битным процессором. Однако звук, воспроизводимый с помощью столь навороченной аппаратной части, иногда оказывается практически той же эмпешкой. Только шестиканальной. Количество каналов нас в последнее время радует чаще, чем качество воспроизводимых ими саундтреков.

Услышит ли нынешнее поколение юзеров записи в максимальном для формата DVD-audio разрешении? Или хрупкую юзерскую психику по-прежнему станут оберегать от слишком интенсивных слуховых ощущений? Надеюсь, что все-таки услышит…

Дело о циничном юзере

Кроме писем с вопросами, Имеющий Уши иногда получает статьи на примерно соответствующую тематику. По этому поводу хотелось бы попросить уважаемых читателей, желающих стать также и писателями. А также попросить поучаствовать в процессе тех, кто писателями уже является.

Во-первых, если вы пишете о софте. Это может быть либо обзор ряда программ похожего свойства, либо подробное описание одной программы, из которой автору удается «вынуть» практически все, что предусмотрено разработчиком. Имеющий Уши оставляет за собой право как публиковать действительно интересные материалы, так и воздерживаться от публикаций, явно порочащих и софт, и самого автора.

[Если бы представители ряда почтенных фирм знали, что пишут об их продуктах. Кто-то кое-где у нас порой . И от чего спасает их репутацию лично Виктор В. :-). Например, один человек с удивлением обнаружил, что с помощью волнового редактора можно записывать звук. Действительно, можно. Но как он описывает эту простую операцию! Получается что-то похожее на советы пожилой доминантной дамы по использованию стирального порошка. С отбеливающим эффектом.]

Во-вторых, чтобы повысить шансы на публикацию, сначала намыльте и предложите тему или несколько тем на выбор. Например, что-то давно молчат любители трекеров. А ведь выходит софта. И поигрывает на ней народ.

В-третьих, внимательно просмотрев архив Ушастой рубрики на сайте МК, можно обнаружить ряд отсутствующих звеньев эволюции между молодым начинающим юзером с одной стороны и олдовым монстром электронной музыки с другой. Обнаружьте, обратите внимание и посоветуйте, чем можно восполнить.

В-четвертых, Имеющий Уши (по умолчанию) считает свою точку зрения самой правильной. Однако признает аналогичное право за другими. И готов предоставить слово.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |