ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua















Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Музыка


Возвращение в виниловые джунгли.

Игорь
N 23 (350) 04.06.2005


Многие меломаны, которым компьютер уже с успехом заменяет музыкальный центр, рано или поздно задумываются об улучшении музыкальных способностей своей боевой машины. Самый очевидный способ — покупка хорошей звуковой карты, которая обойдется от 50 до 150 у.е за прибор вроде Audigi и конкурентов разных степеней крутости. Это если без уклона в экстремизм и ухода в следующую ценовую категорию.

Я считаю: компьютер и Звук (именно с большой буквы) несовместимы. Причин много: шум вентилятора (ах, у вас водяное охлаждение? — тогда бульканье :-)), помехи и наводки разнообразных устройств внутри системного блока на звуковую карту, заточка этих самых бытовых карт для игрушек и убогих форматов вроде mp3 и т.д.

С моей точки зрения, мы живем в эпоху маниакально-одержимого стремления натянуть компьютерные технологии на все, что попадется под руку. Не поймать и расстрелять, как в 1917 году, а оцифровать и сбросить на новомодный носитель.

В этой статье я хочу предложить, как мне кажется, не совсем типичный способ развития своей музыкальной системы. Понимаю, что он подойдет не всем, но тем более привилегированно будут себя чувствовать те, кто возьмут мои идеи на вооружение. Ведь это так приятно быть не таким как все, в хорошем смысле этого слова — правда? Давайте-ка обратим свои взоры на покрывшийся пылью винил! Причем, покрывшийся пылью главным образом в умах. Почему это так — дальше по ходу статьи. А теперь краткий экскурс в историю борьбы аналогового средневековья и «цифрового» будущего — тогда еще будущего.

Как это было

Конец 80-х, выжженная земля, люди убивают за каплю незараженной воды… Простите, это я насмотрелся «Безумного Макса». Было все иначе.

Итак, к концу 80-х в промышленности начинает прослеживаться одна из самых страшных угроз капиталистического мира — кризис перепроизводства. Маркетологи и финансовые специалисты фирм, работающих на рынке аудиотехники, убеждены, что необходимо предпринимать срочные меры. Посудите сами: на западе у каждого уважающего себя меломана уже была на хозяйстве отличная система из стереоусилителя, прекрасных колонок и лучшего источника звука того времени — виниловой вертушки. И самое обидное! Эти вещи собирались прослужить хозяину еще очень долго (самое обидное с точки зрения производителей, конечно). Именно в это время появляется термин hi-end, техника стремится к миниатюризации, а звук зачастую становится жертвой дизайна.

С остальными компонентами системы маркетологи разобрались быстро, осталось совладать с источником. Скажу честно, прекрасные вертушки были ой как не у всех. И слушать что-то шипящее, свистящее и мерно потрескивающее на пороге цифровой революции ой как не хотелось. На фоне того, что выдавали дешевые проигрыватели пластинок, разработанный концерном Sony-Philips в 1980 году формат CDDA (compact disk digital audio) стал для масс настоящим откровением. Еще бы, сами посудите: маленький удобный носитель, практически вечен, абсолютно лишен помех — вот оно, новое цифровое счастье! Однако, чтобы понять, что мы получили под прозрачным защитным слоем, необходимо понять саму суть цифровой записи.

Вход в уголок техномана

Для понимания поставленной проблемы достаточно знать, что цифровая запись — это поток информации, где зашифрованы данные об амплитуде и частоте сигнала. При этом поток данных, сначала поступающий на цифро-аналаговый преобразователь CD-плейера, затем через усилитель и колонки прямиком к нам в уши — не является непрерывным. Иными словами, звук, который мы слышим с обычного компакт-диска или же в mp3, как бы разложен на части.

Поясню на примере. Вы слышите, как кошка за 1 секунду произносит один раз «мяу». Что будет, если это «мяу» разделить на 2 равные части, а затем не очень аккуратно склеить? Тогда мы услышим что-то вроде «мя-ау», а это уже будет далеко не возглас кошки, что особенно заметно на слух.

Ясное дело, в концернах, создававших новый прогрессивный стандарт, работали не дураки. Они разделили это условное секундное «мяу» на 44100 частей, надеясь при этом, что переходы уровней между ними будут незаметны на слух, и «мяу» воспримется целостно. Эти 44100 герц называются частотой дискретизации, принятой для формата аудио компакт-диска. Звук, разложенный на 44100 частей, действительно воспринимается почти целостно, но лишь почти. Уши — тонкий инструмент, причем не единственный для восприятия звука. Человеческую природу не обманешь. Дискретность если и не слышна в привычном понимании этого слова, то в ряде случаев все-таки ощущается.

Если бы это была единственная проблема цифрового звука! При создании стандарта CDDA японские инженеры опирались на теорему Котельникова, гласящую: сигнал передается целостно при условии, что частота дискретизации минимум вдвое выше частоты самой высокой составляющей спектра.

Поясню. Физиологическими опытами доказано, что максимальная частота звука, которую может слышать человек, равна 20000 Гц, то есть 20 кГц. Стало быть, для адекватного восприятия этого звука частота его дискретизации должна быть равной как минимум 202=40 кГц. Инженеры перестраховались и сделали ее равной 44.1 кГц, то есть несколько большей, чтобы оставить запас на погрешность работы фильтров. Отсюда и взялась цифра 44100. Также благодаря опытам известно, что нижняя граница звукового диапазона, которую человек воспринимает, равна 20 Гц.

Если бы все звуки на земле, вся существующая музыка состояли бы только из звуков со спектром от 20 Гц до 20 кГц! Увы и ах! Есть и раскаты грома, и удары в африканский там-там. И «высокие» ударные инструменты, и струнные после срезания супер-верха звучат слишком сухо.

Выход из уголка техномана (а так хотелось остаться!!!)

А теперь об mp3 — еще более урезанном варианте всего того цифрового «счастья», о котором было написано выше. Mp3 часто называют сжатым форматом музыки, однако я в корне не согласен с определением «сжатый». Скорее, урезанный.

Пример: если мы возьмем поролоновый мячик и сожмем его в кулаке, то он уменьшится в размере, выпустив из себя тот воздух, который содержался в его пористой структуре. Воздух в мячике влиял на его форму и объем. С воздухом внутри мячик был круглый, и его можно было катать по полу (что с удовольствием делают те, которые говорят «мяу», а не «мя-ау»). Но сжатый мячик непригоден ни для игры, ни для чего вообще. Формально, даже сжатый в кулаке, он остается мячиком, но он теряет свои функции, становится непригодным к использованию.

Рисунок.

Так и музыка в mp3. Словно воздух из мячика, разработчики удалили из стандартной цифровой записи те частоты, которые человек якобы не слышит в процессе восприятия музыки. Ну, цифру поругали, а винил не похвалили. Сейчас все будет.

Песнь о настоящем звуке

В процессе записи настоящего винила не происходит никакой компьютерной обработки, а это очень важно. Сама звуковая волна вызывается механическим колебанием наших связок, дрожанием струн, резонансом барабан и т.д. А звук, идущий с винила, вызывается механическим огибанием иглы звукоснимателя бороздок на пластинке. Отсюда вывод: звук винила и оригинальный звук имеет общую природу — механическую. Именно этот факт дает ни с чем не сравнимое ощущение реальности того, что льется из колонок. А какую панораму звука вы сможете услышать на грамотном стереомиксе! Фонограммам Dolby 5.1 в сильной компрессии, обычной для бытовых дисков, такое качество не снилось и близко.

Вот пугающе реалистично между колонок возникает солист, справа от него вступает в дело духовая секция, клавишник устроился чуть подальше, поначалу неслышно вступают в дело контрабасы. Закройте глаза! Вы чувствуете атмосферу джаз- или рок–клуба? Да?! Тогда срочно проветрите помещение — виртуальные посетители клуба ужасно накурили :-). От эзотерики позвольте перейти к сугубо прагматичным вещам, а именно к «виниловым» мифам:

1) Винил трещит\шипит и издает другие паразитные звуки.

Ну что ж, новый фирменный винил не трещит вообще, а на хорошем проигрывателе вы не услышите даже на очень большой громкости никакого шипения. Сразу оговорюсь — большая часть советских пластинок, а также выпрессовок других стран бывшего соцлагеря считались во всем мире браком и легко могут привести к сепуку японского инженера, если у того на производстве получится такой экземпляр. Все призвуки, которые могут быть услышаны, вызваны механическим износом винила. Тут вступает в действие миф №2.

2) Винил недолговечен.

Тут же возникает вопрос — а на чем слушать? Если на советской аппаратуре, то после 10 проигрываний уже начнется процесс разрушения канавок и мерзкий треск. Запомните: в союзе делали проигрыватели, а компетентные западные и восточные фирмы — выигрыватели (специальный аудиофильский юмор).

Средней «хай-файности» вертушка давит на пластинку с усилием в 1–1.7 грамма. Сами подумайте, сильный ли будет износ, когда сферическая алмазная игла давит с таким ничтожным прижимным усилием. Если играть винил качественными легкими головками и не допускать износа игл, то в бережных руках пластинка проживет дольше чем noname CD–R, который окислится через пару лет.

3) Увлечение винилом — только для состоятельных людей.

Что я могу сказать? Не для нуждающихся, но и не для детей миллионеров. Эпоха винила уже давно прошла, за горизонтом маячат цифровые монстры вроде DVD-audio и SACD, поэтому отличную б\у вертушку можно купить в областном центре нашей родины за 500–800 грн. Например такую, как на рис. 1. Это серьезная вертушка 80–х beogram 3400 от датской компании bang&olafsen, очень популярная модель, которая в небольшом количестве просачивалась на территорию СССР. Изредка вы можете напасть на изделие неизвестной фирмы, про которое далекий западный меломан скажет, что он покупал ее 15 лет назад за большие деньги, и теперь «вы сможете ее забрать только из моих холодных мертвых рук». Между прочим, реальный случай!

Цена фирменной пластинки популярного исполнителя в хорошем состоянии колеблется в пределах 30–40 грн (во всяком случае, у нас в Харькове это так)

4) Выбор музыки на виниле ограничен.

Ну что вы! До 80 года на виниле издавались абсолютно все альбомы, а до 90 года практически все серьезные музыканты это дело не бросали. Я уже не говорю о том, что огромное количество музыки на CD никогда не появится. Однако если вы ярый поклонник музыки последнего дестилетия — винил не для вас. Выбор действительно скуден. А то, что выпущено в последнее время, очень дорого и малотиражно.

Не стоит также забывать, что до начала 90-х большинство звукорежиссеров сводило альбомы именно для винила (распространение CD ведь не было мгновенным). А CD воспринимался именно как побочный продукт для энтузиастов. Или модная фишка вроде нынешних многофункциональных «гаджетов». Кроме пресловутой «аналоговости» это еще одна причина, почему винил звучит лучше.

А если подумать о красочном оформлении пластинки любимого исполнителя? О конверте с фотографиями, в который вложена пластинка, об обложке размером с постер? Эх, да в этом аспекте винил против CD — все равно что подарочное издание против книжки на газетной бумаге за 5 грн.

Если у читателей появится интерес, я напишу небольшую статью о том, как правильно выбирать подержанный (и новый) проигрыватель, объясню тонкости подключения и расположения оного, а также как выбирать пластинки. А теперь ссылки по теме:

http://www.hi-fi.ru — один из старейших сайтов рунета. Только здесь виниломаны обсуждают действие положительно заряженных ионов в воздухе на звук и прочие первостепенные вещи. Любой ваш звуковой вопрос уже обсуждался на форуме, поверьте. Альфа и омега для хай-файщика.

http://www.ebay.com — друг винильщика и помощник в поисках аппаратуры и пластинок.

http://www.yahoo.com — нельзя объять необъятное, ищите в Сети ответы, да обрящете!







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |