ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua















Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Имеющий уши



 

Прочее  
Музыка  
Софт  
Железо  




    Железо


Модульная мания

Виктор В. Пушкар
N 31 (358) 15.08.2005


В древние времена, когда персонального компа не было даже у сотрудников компаний, работающих в области ну очень высоких технологий, а если и был, то бегал там разве что маленький текстовый редактор, ну еще, может быть, глюкаво подрагивала виртуальная нотная линейка длиной в пару дюймов, продвинутый пипл уже играл электронную музыку.

Ведь самым первым произведениям, исполненным на электромеханических монстрах в Западной Европе, уже успело исполниться 100 и более лет. Кое-кто называет цифру 120 лет, но здесь сложно придерживаться точных дат, и еще сложнее назвать имя одного человека, который «все это придумал».

Придумано было достаточно много, чтобы вновь открываемые находки столетней давности иногда заставляли шевелиться растительность на головах современных любителей и профессионалов. Но электроника долго оставалась в основном музыкой для музыкантов, странным занятием университетских профессоров, секретных физиков и обитающих в подвалах маньяков-самоучек.

А на пластинках в те времена выпускали в основном «популярную классику» (хорошо, если не попсу), и даже сами пластинки сильно отличались от винила середины прошлого века.

Дамы и господа, я с большим трудом сдерживаю смех, когда об электронике говорят как о новом явлении. Как будто еще в 60-х не дошли до Украины отдельные записи «космических» синтезаторов. И как будто у нас не было пусть достаточно простых, но вполне применимых в музыке клавишных инструментов. Пора уже взяться за дело историкам, археологам и прочим специалистам по ископаемым.

Бросаю ссылку на один из ресурсов, посвященных всяческим древностям синтезаторного мира. http://www.synthmuseum.com/ — здесь находится информация о нескольких сотнях моделей электроорганов, пиано-стрингов, аналоговых битбоксов, одноголосых и двухголосых клавиш. От культовых и общеизвестных до почти совсем забытых.

Пару десятков моделей даже я встретил впервые. Из особо странных артефактов обнаружена ритм-машинка Vurlitzer Sideman. Она работает на лампах, а темп задается… внушительных размеров электромотором. Комбинации из 20 пресетов по 2 образуют модные танцевальные грувы начала 50-х: танго, фокстрот, вальс. Вид сзади прилагается. Когда сей дивный битбокс запустили в производство, профсоюз музыкантов потребовал ограничить его применение. Чтобы не оставлять без работы барабанщиков. [ Интересно, что сказали те самые профсоюзные деятели, услышав через пару десятков лет Linndrum 9000 и MPX60? Следует ли профсоюзу ди-джеев бороться за запрет инструментов, на которых играют пальцами? А союзу исполнителей фанерной попсы и владельцев точек караоке — за обязательное согласование с ними плей-листа каждого из ди-джеев? :-)]

Если считать, что эксперимент с компьютерной эмуляцией Moog и Arp (см. наши заметки «Возвращение Одиссея») удался, его можно продолжить. Тогда ностальгирующие юзеры будут каждый год получать по паре настоящих виртуальных аналоговых, а производители софта регулярно кушать свою булочку с маслом. Достаточно зайти в реально существующий офис виртуального синтмузея с набором отверток и двухлучевым осциллографом. Если синтмузейный пипл разрешит, разумеется :-).

Однако есть и другая точка зрения. Количество способов соединения трех генераторов и одного фильтра ограничено, и практически все они уже несколько раз использованы разработчиками, а затем, многократно, — музыкантами. Когда соло, напоминающее о старом добром ящике с клавишами будет звучать в каждой поп-песне, саундтреке или рекламном ролике, оно начнет казаться скучным и утомлять публику. Совсем как самплированое Piano1 в типичном треке 80х.

Может быть, имеет смысл, помня о приятности настоящего аналогового звука, сделать более сложный патч? Ведь модульный синтезатор был и остается старшим братом клавиатурных инструментов. Это маленькая концертная клавиша происходит от большого студийного шкафа с проводами и крутилками, а не студийный синт от нее. Правда, возможны и промежуточные варианты. Когда скромной конфигурации аналоговый модульный синт помещается в один носимый за ручку чемодан. Но даже в этом случае его возможности по части образования тембра явно превосходят инструменты с фиксированой блок-схемой.

Движение за возрождение модульного синтеза началась около десяти лет назад. Когда народ в особо крупных размерах почувствовал усталость от ста цифровых пресетов General MIDI и одного ползунка на все случаи жизни. Сегодня аналоговые модули и собраные из них системы выпускает более десятка фирм из США, Великобритании, Канады, Германии и Швейцарии. Зайдите на сайт http://www.modularsynth.com/. И убедитесь, что редактирование тембра в ручном режиме не всегда обозначает работу с командной строкой :-). Иногда это еще и кручение ручек на передней панели вполне реального прибора.

Опять же, смотря что считать более реальным — бегающий в вашем собственном компе бесплатный С-sound, или продающийся в дальних странах достаточно дорогой железный инструмент. Также вспомним, что каждое увеличение числа модулей, осуществляемое в виртуальных инструментах несколькими мышиными кликами, здесь требует нового перечисления денег в магазин и последующего ожидания посылки. При этом два генератора стоят почти вдвое больше, чем один. Такая вот странная для пришельцев из виртуального мира арифметика.

О файле keygen тоже можно забыть. Защита от хакерского (а тем более — среднеюзерского) взлома осуществляется просто. Набор специализированных микросхем плюс прочий железный фарш, плюс доставка, обойдется почти по цене готового модуля. Но ряд компаний продает свое железо в виде конструктора для любителей повозиться с паяльником и измерительными приборами. В Северной Америке и Западной Европе тоже есть настоящие маньяки…

Однако будем помнить о том, что речь идет о своеобразном Hi-End электромузыкальных инструментов. Дорого, зато качественно, и приятно в пользовании. Обладая серьезным бюджетом, есть о чем задуматься. А если бюджет ограничен, хватает разве что на ночной диалап, можно хотя бы набраться полезной информации о различных звуковых модулях, принципах их работы и способах применения в саунде. Очень рекомендуется тем, кто всерьез интересуется предметом.

Каждый из сайтов, на которые ведут ссылки, по-своему интересен и по-своему убедителен. Расхваливая свой товар для технически продвинутого пипла, поневоле приходится делиться информацией. Особенно хороши http://www.wiard.com/ и http://www.synthtech.com/. Даже при существующих темпах развития софтсинтов часть идей, уже успешно реализованных в железе, только ожидает своего программного аналога. Кстати, если вы решите собрать гибридный синтезатор из модулей нескольких фирм, есть пара нюансов, которые следует учесть. Основной — это наличие целых трех стандартов на размеры модулей и их электрические параметры.

http://www.synthesizers.com/ Слегка самоуверенно поступили парни, застолбившие за собой домен с таким именем. Ведь очевидно, что речь идет только о синтезаторах одной компании. Но, если судить по строго выдержанным в приборном дизайне передним панелям и техническим характеристикам, они предлагают один из правильных вариантов. Это просто красиво. Потому — обвинение в киберсквоттерстве снимается.

Там же был обнаружен самый забавный синтезаторный модуль. Это, скажу я вам, значительно круче, чем матерящийся проигрыватель восьмибитных самплов. Или вибрирующий на низких частотах корпус мобилки. Или даже детский самограй с навешенным на него панковским транзисторным фузом. Итак, Q199 No-Pass Filter (непропускающий фильтр). Разумная альтернатива всепропускающему, полосовому, низкочастотному и другим популярным фильтрам. Потребляет от сети всего 30 А. При этом коэффициент гармонических искажений достигает 100%. В данном случае я склонен верить техническим характеристикам. Фильтрует сигнал с любым частотным спектром настолько эффективно, что на выходе от сигнала просто ничего не остается. На свете есть много сигналов звуковой частоты, которые хочется слушать, включив перед усилителем мощности именно Q199. Только где искать выход, если в модуле есть только один входной разъем? Вероятно, именно отсюда происходит очень гуманная, как для такого полезного прибора, цена — $80. Вот они, высокие технологии на марше… [:-) для тех, кто всерьез воспринял последний абзац. На сайте вы можете полюбоваться дизайном еще нескольких «юмористических модулей»]

На этой оптимистической ноте я мог бы и закончить свой новый опус в текстовом режиме. А как же быть тем, кому хочется не только полюбоваться на всяческое чудо техники в Сетке, но и самим поиграть современную электронную музыку — эмбиент, глитч, нойз? Или психиделическое электронное ретро начала 70-х. Или все еще (отчасти) актуальный ностальгический синтпоп. При этом материальные средства (см. выше) ограничены. Дамы и господа, спасти вас сможет ближайший к месту жительства радиобазар, особо продвинутое знание схемотехники и наличие пары лет свободного времени. Я знаю одного человека, собравшего себе транзисторный орган со встроенным аналоговым битбоксом. Только без управляющего темпом электродвигателя. Однако, в общем и целом представляя себе круг читателей этих заметок, я думаю, что такой путь изберут весьма отдельные личности. Безумству храбрых споем мы песню. По аккомпанемент саморазвивающегося модульного патча, а также физических моделей тромбона и трембиты.

Либо — вас спасет Линукс. Под ним, относительно легко доступным в Сетке, бегают целых два программных модульных синтезатора. Вот они — Алса Модуляр http://alsamodular.sourceforge.net/ . И Спирал Синт Модуляр http://www.pawfal.org/Software/SSM/. На каждом из сайтов есть списки рассылки. Отдельно для юзеров, отдельно — для разработчиков и примкнувших к ним лиц.

Автор воздержится от провозглашения себя продвинутым линуксоидом, поскольку таковым не является, и есть тому множество живых свидетелей. Сходите по ссылкам, поинтересуйтесь. А если хорошо разберетесь, можете поделиться опытом на страницах МК.







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004
Купить деревообрабатывающий станок | Где купить бетон | Як купити квартиру від Києвом | Купити алюмінієвий профіль |