ИД "Мой компьютер"   "Игроград"   "Реальность фантастики"   Ассамблея "Портал"
Сделать стартовой   

 
Домашняя страница
Расширенный поиск
E-mail

 

N 16 (447)




МОЙ КОМПЬЮТЕР




  Новости:

 
МК
Украина
Игры
Интернет
Железо
Софт
Пресс-релизы

  Статьи:

 
Уголок читателя
Прочее
Имеющий уши
Программирование
Интернет
Железо
Софт
Игры


 
КОНКУРСЫ



Правила конкурсов

Конкурс "АВЧ"

Рейтинг победителей


ОПРОС

Вы посещаете нас:
первый раз
1-2 раза в месяц
1-2 раза в неделю
1-2 раза в день
более 2-х раз в день Что привело Вас к нам?
поиск информации
интерес к статьям
интерес к новостям
любопытство
реклама
другое








?????????? ?????????????-??????? ??????


www.geodata.org.ua















Argumentum ad ignorantiam!

 

статьи
Железо



 

На правах рекламы  
Прочее  
Самоделкин  
Технологии  
Портативные устройства  
Корпуса и прочее  
Клавиатуры, манипуляторы  
Периферия  
Носители информации  
Сети, комуникации  
Видео  
Материнки, чипсеты  
Процессоры, пямять  




    Корпуса и прочее


Шум против жара

Анатолий МЕЛЬНИК
N 31 (358) 15.08.2005


Статья для тех, кто не чурается паяльника и отвертки.

Шумовуха

Шумят компьютеры занудно, и день и ночь шумят они. Говорят, что скоро мощность компьютеров будут оценивать не по их вычислительным способностям, а по количеству вентиляторов в системном блоке :-).

Если ваш компьютер отработал год или полтора как часы :-), не доставляя вам никаких хлопот и огорчений (счастливый случай), но вдруг ни с того ни с сего начал капризничать, и чем дальше, тем больше… Например, когда вы по-настоящему загрузили его обработкой видео часов эдак на восемь, а он взял да и «завис» за полчаса до окончания работы… Тут самое время призадуматься и заглянуть под крышку системного блока. Тем более что домашние в последнее время стали обращать внимание на надоедливый шум, исходящий от вашего «электронного друга с зачатками муравьиного интеллекта».

Открыв системный блок, вы наверняка обнаружите много пыли, инеем покрывающей все электронные блоки и схемы внутри корпуса. Даже на радиаторах охлаждения и крыльчатке вентиляторов видна пыль, полностью перекрывающая доступ воздуха к ребрам охлаждения радиатора ЦПУ.

Значит, пора браться за «швабру» и основательно вычищать системный блок, ибо скопившаяся пыль основательно нарушила охлаждение микропроцессора даже при малой и средней загрузке, отчего и перегрев, и нестабильность в работе, и гул вентиляторов, особенно хорошо слышимый в ночное время.

Занявшись очисткой системного блока от пыли, стоит внимательнее присмотреться к возможным источникам шума, перегрева блока и иным проблемам, вызывающим нестабильность работы ПК. И обязательно нужно отважиться устранить эти проблемы :-). Правда, многие дефекты носят конструкционный характер, и устранить их можно, только поменяв тот или иной блок. Шум системника прежде всего определяется вентиляторами охлаждения, потому начнем именно с них.

Гонящие воздух

Начнем с вентиляторов. При покупке вентиляторы надо выбирать те, что конструктивно имеют наименьшее сопротивление воздушному потоку, создают меньше турбулентности и, следовательно, меньше шумят. Внешних признаков хорошего вентилятора несколько, и они легко различимы. Для наглядности воспользуемся изображением вентилятора на рис. 1. Он далек от идеала, но на нем хорошо видны как положительные, так и отрицательные качества подобных устройств.

Рис. 1.

Обратите внимание на ребра крепления электромотора в корпусе вентилятора. Это прежде всего относится к самому большому и мощному вентилятору охлаждения ( рис. 2), расположенному в корпусе блока питания и имеющему расстояние между фиксирующими отверстиями 8080 мм. Вы, без сомнения, увидите четыре ребра в виде крестовины. Ребра прямоугольного, почти сантиметрового сечения, по одному из них подведены провода подключения электромотора. Но почему ребра четыре, а не три, и почему ребра такого сечения перекрывают просвет диффузора вентилятора? Разве затем, чтобы создавать лишнее сопротивление воздушному потоку и увеличивать шум.

Рис. 2.

По законам акустики, которые знакомы еще по школьному курсу физики, следует, что ребра должны делаться гладкими, овальной формы, минимального сечения, дабы уменьшать сопротивление воздушному потоку и не провоцировать излишней турбулентности. Ребра крепления электромотора должны более походить на профиль крыла самолета!

Останавливаясь так подробно на ребрах крепления, хотелось бы еще сказать, что в те далекие времена, когда 286–е компы стоили, как две «Волги» (20 лет назад), вентиляторы для БП изготовляли с тремя ребрами ( рис. 3). Кстати, тогда и крыльчатки вентиляторов были гладкими, полированными, и даже корпуса системных блоков штамповали без заусениц… Но даже тогда уже забыли о таких простых и эффективных противошумовых приемах как прокладки и шайбы их пористой резины, которые обязательно использовались даже в самых захудалых советских проигрывателях, радиолах, магнитофонах. В результате пришли к тому, что сейчас, в эпоху мирового ширпотреба, в погоне за дешевизной качество товаров ухудшилось настолько, что и за хорошие деньги добротное надежное изделие не найдешь и, естественно, не купишь.

Рис. 3.

На крыльях

Производительность и шумность вентилятора во многом зависит от правильно рассчитанной и изготовленной крыльчатки. Важно все: материал, чистота обработки поверхностей лопастей крыльчатки, число самих лопастей, их профиль и угол атаки в зависимости от диаметра и числа оборотов вентилятора. В общем, расчет качественного вентилятора — это удел аэродинамиков (из академии Гражданской Авиации в Украине :-)?) В любом случае, учтите, что благодаря шершавых матовых поверхностей крыльчатки вентилятора пыль очень легко налипает даже на переднюю кромку лопастей и внутреннюю поверхность воздушного канала ( рис. 4), что уже само по себе создает дополнительный шум в диапазоне 3–6 кГц., к тому же нарушает балансировку вентилятора.

Рис. 4.

Что касается подшипников, то уместно заметить, что подшипники скольжения всегда были более тихими и более долговечными (при условии качественного изготовления и надлежащего ухода), чем шарикоподшипники, которые упорно предлагают в менее шумных вентиляторах. Справедливо ли это? А если да, то насколько и надолго ли!?

Различия шумов

Следует различать два вида шумов. Первые — от электродвигателя; они обусловлены шумностью подшипников и плохой центровкой блока, состоящего из ротора двигателя и крыльчатки вентилятора. Шумы эти легко распознаваемы, так как они сопровождаются вибрацией, биением, гулом.

Второй тип шумов обусловлен плохой аэродинамикой крыльчатки и воздушного канала. Такие шумы характерны для сильных воздушных потоков. Виды этих шумов неустранимы, как и причины, их порождающие, потому единственный шанс для пользователя — среди плохих вентиляторов выбрать при покупке наименее плохой :-).

В общем, не хотите лишнего шума — выбирайте вентилятор из прозрачного гладкого блестящего материала, например оргстекла ( рис. 56), желательно с датчиком числа оборотов и вилкой под стандартный разъем вентиляторов охлаждения ЦПУ на 12 В, с током питания на 0.14 А и более.

Рис. 5.     Рис. 6.

Следует учитывать, что при всех прочих равных условиях высокооборотный вентилятор малых размеров всегда будет шумнее более тихоходного с увеличенным диаметром крыльчатки при той же производительности (по воздушному потоку).

Проверку вентилятора на шумность при покупке можно сделать, включив его и просто держа в руке. Ощутимая вибрация устройства (возможно, из-за плохой балансировки вентилятора) будет свидетельствовать о шумности вентилятора и при его установке в системный блок. Ведь вентиляторы в корпусе системного блока шумят всегда значительно сильнее! Проверить шумность вентилятора более основательно можно и с помощью импровизированного резонатора Гельмгольца. Сделать его просто. Возьмите плотную картонную коробку (из-под обуви) и, включив вентилятор, прижмите его ребром к коробке. Резкое усиление шума свидетельствует об истинной шумности вентилятора :-). Последнюю, в принципе, можно уменьшить самостоятельно, но для таких экспериментов необходимо иметь тестер, выпрямительный блок на 12 В, соединительные провода. «Доводя вентилятор по шуму», его хорошо проверять, сравнивая со снятым старым вентилятором.

В общем, главное при покупке малошумного вентилятора — обращайте внимание на качество электромотора, крыльчатки. Что же касается разницы в цене в 5–10 гривен, то помните, что по этому поводу говорил Великий Комбинатор: «Торг здесь неуместен».

Долой пыль!

Необходимо регулярно, не ленясь, раз в 3–4 месяца (в зависимости от интенсивности эксплуатации машины), сняв крышку, выдувать с помощью щелевидной насадки пылесоса из системника всю скопившуюся в нем пыль. Только не переусердствуйте и не «повыдувайте» монтажные элементы с плат :-). Каждые полгода или год разбирайте и отчищайте блок питания, а также снятые с радиаторов охлаждения вентиляторы ЦПУ, видеокарты, северного моста.

Пыль, «въевшуюся» в ребра радиаторов охлаждения или лопасти крыльчатки, удаляйте с помощью мягкой кисточки. Заодно, придавливая и слегка пошатывая рукой, проверяйте все контакты-разъемы, так как из-за многократно повторяющихся тепловых расширений плат, особенно при перегреве, электроконтакт разъемов может нарушаться, что влечет перемежающиеся нарушения (сбои) в работе системы, вызванные отказом питания систем охлаждения.

Вентиляторы, тем более малые, через год интенсивной работы нужно смазывать, даже если кажется, что они и так работают хорошо. «Регламентные работы» с вентилятором начинаются с того, что, сняв его с радиатора, очищают от пыли и проверяют свободное вращение крыльчатки. Затем, аккуратно поддев лезвием хирургического скальпеля (продаются в аптеках) фирменную липкую наклейку ( рис. 7), открывают узел подшипника и наносят туда большой швейной иглой 2–3 капли веретенного (от швейной машинки) масла (в последнее время также часто используют жидкую силиконовую смазку). Затем аккуратно приклеивают наклейку на место. Постарайтесь, чтобы масло не попало на поверхность под наклейку!

Рис. 7.

Если шумность вентилятора после очистки и смазки не уменьшилась или быстро возникает вновь, то лучше, если есть возможность, заменить вентилятор на новый (такие вот расходные материалы :-)).

Время, когда надо заняться вентиляторами, особенно малогабаритными, вы определите на слух. Если при включении компьютера слышен шум медленно работающего вентилятора, который в течение нескольких минут как бы разгоняется до нормальных оборотов, а затем стихает, значит, или пыль «заела» кулер, или высохла смазка. То же самое означают и периодически возникающие нарушения звука от вентиляторов при длительно работающем компьютере (если эти изменения шумов не вызваны управляемой со стороны ПК сменой скорости вращения вентиляторов).

«Горячие» радиаторы

Некоторые поставщики предлагают радиаторы, которые заведомо плохо работают по своему прямому назначению, они отвратительно охлаждают. Выбор радиаторов велик, они различаются по форме, цвету, металлу изготовления. Цены на них порой сравнимы со стоимостью некоторых ЦПУ. Попробуем разобраться в ситуации и выяснить важные для любого радиатора моменты.

Первое — это материал изготовления радиатора. В идеале — золото (для Билла Гейтса и новых русских всех национальностей), обладающее наибольшей теплопроводностью, из «народных» материалов на первом месте медь, за ней — алюминий и, в крайнем случае, — железо.

Цвет радиатора не важен. Черный цвет считается оптимальным, но при том перепаде температур в 30–40°С, что имеется в системном блоке, он влияет на степень охлаждения только теоретически. Вот если бы перепад был хотя бы градусов 300°С :-), тогда да. Следует учитывать, что черная краска, нанесенная на радиатор, служит еще и дополнительной термоизоляционной прослойкой, снижающей теплоотдачу. «Красивости» в виде декоративных анодированных покрытий, в том числе под золото, серебро и бронзу — ни к чему, разве что для дороговизны и престижу.

Форма и размер радиатора важны. Какой бы красивой формы ни был радиатор ( рис. 8), работает на охлаждение самая малая центральная часть его подошвы! Убедиться в этом легко: достаточно прикоснуться рукой к радиатору компьютера, проработавшего 10–15 минут при загрузке ЦПУ на 50–80%. Все, что окажется холодным, еле теплым — практически не работает, а значит лишнее. И выходит, что сам радиатор величиной с добрый кулак, по существу является только основой для крепления вентилятора. Что касается подошвы радиатора ( рис. 9, 10, 11), важно, чтобы она была толщиной не менее 5 мм! И тем более желательно, чтобы подошва радиатора не закрывалась пластиной фиксатора радиатора к посадочному гнезду ЦПУ.

Рис. 8.     Рис. 9.

Рис. 10.     Рис. 11.

Когда же в подошве радиатора еще вырезают глубокую борозду для фиксатора, как раз над кремниевой пластинкой, то эта борозда в сочетании с самим пружинистым профильным фиксатором и воздушной прослойкой под ним ( рис. 12) словно бы специально сделаны для обеспечения максимального нагрева микропроцессора.

Рис. 12.

Иметь здоровенный радиатор в расчете на то, что в случае остановки вентилятора он спасет Athlon или Pentium 4 от самосожжения, не стоит. Так как теплоемкость и теплопроводность предлагаемых радиаторов для этого недостаточна. Единственное, на что можно рассчитывать, что той теплоемкости и теплопроводности хватит, чтобы сделать более плавным и продолжительным нагрев ЦПУ до того момента, пока успешно сработает его система термозащиты.

Заканчивая разговор о радиаторах, думаю, уместно посоветовать выбирать тот радиатор, на котором крепится вентилятор 8080 мм, такой же, как в блоке питания (если позволяет место внутри системного блока). Он тихоходный, с большой крыльчаткой, менее шумный, более надежный, и его мощности хватит на любой самый современный микропроцессор.

Помните, что если при сборке системного блока вы по какой-либо причине (например, ценовой) выберите недостаточно эффективные элементы охлаждения, то тем самым обрекаете себя на последующую нестабильную работу системы.

(Окончание следует)







Расширенный поиск 
 

О проекте  Рекламодателям  Карта сайта  Контакт  Обратная связь 

© ИД "Мой компьютер"®, 1998-2004